На Дону на мобильный спам пожаловались сотни абонентов

Владельцы сотовых телефонов могут вздохнуть с облегчением: теперь на их номера не будут поступать мобильные сообщения рекламного характера. С 1 мая вступили в силу новые поправки в закон "О связи". И отныне телефонный спам может караться серьезным штрафом.

По данным Роскомнадзора, потребители больше всего жалуются на несоответствие заявленных услуг реально предоставляемым и рассылку СМС-сообщений рекламного характера без согласия абонента.

О том же говорят и в УФАС по Ростовской области. Если в начале 90-х годов прошлого века в управление в год поступало около 5 - 10 заявлений о ненадлежащей рекламе, то в прошлом году их было более 300, причем более 200 из них касаются именно мобильного спама.

- Специфика дел по СМС-спаму такова, что ответственность несет не владелец такси, рекламу которого вы получаете, а распространитель рекламы, - рассказал заместитель руководителя областного УФАС Константин Коренченко.

Гонка за "СМС-зайцами" в большинстве случаев оказывается безрезультатной. По одному из таких заявлений сотрудники ростовского УФАС нарисовали огромную карту звонков, но так и не могли найти конечного отправителя, который рассылал на телефоны сотрудников ростовского филиала крупной компании рекламу антивируса. Сначала следы вели в Самарскую область, потом - Москву, Казань, и наконец выяснилось, что рассылкой занимается никому не известный ИП в городе Волгодонске.

- Размер штрафа для него оказался просто копеечным по сравнению с тем наказанием, которому мог подвергнуться оператор, от чьего имени поступал спам, - пояснил Коренченко.

Впрочем, чтобы не получать СМС-рассылку, абонентам нужно быть внимательным при заполнении различных анкет в банках, торговых центрах, во время акций, где просят указать свой номер телефона под текстом договора. Тем самым они соглашаются на получение спама.

PR-менеджер по корпоративным коммуникациям одной из компаний-операторов Амир Рашидов говорит, что абонент вправе обратиться к оператору с требованием прекратить рассылку спама от всех или конкретного отправителя, а также сообщать, какие из получаемых абонентом рассылок подлежат блокировке.

- Наша компания много сделала в этом направлении и готова к нововведениям. Мы одними из первых начали бороться с мобильными спамерами: в 2013 году стали блокировать сообщения с коротких цифровых и символьно-буквенных номеров и заключать прямые договоры с рекламодателями. Только за месяц интеллектуальной платформой "Антиспам" было заблокировано 240 миллионов спам-сообщений с коротких цифровых и буквенно-символьных номеров, что вдвое больше, чем до начала блокировок, при этом количество жалоб клиентов на спам уменьшилось в три раза. Всего за 2013 год компания заблокировала около одного миллиарда подобных спам-сообщений, в том числе мошеннических или содержащих противозаконный контент, - добавляет Амир Рашидов.