Впрочем, по уровню погружения лекции Универсариума все же близки к вузовским: слушателям предлагаются, в основном, углубленные курсы на русском языке (это особенно важно!) по разным областям знаний.
Тут студенты не сидят за партами, а смотрят лекции лучших профессоров по Интернету. Вместо привычных сессий и экзаменов - тесты и домашние работы. В этом виртуальном университете нет ни факультетов, ни деканатов. При этом один преподаватель работает сразу с тысячами учеников. Вместо дипломов выдаются сертификаты, которые для наших работодателей и обычных вузов мало что значат. Пока что электронный университет - чистой воды самообразование. Никаких ограничений по возрасту для слушателей нет. Учиться можно хоть в 80 лет.
Как работает Универсариум? Регистрируешься на специальном сайте, выбираешь понравившуюся тему и слушаешь лекции. Показалось трудно - выключил компьютер и забыл о проекте. Никто названивать, посылать SMS или е-mail с требованиями прийти на урок, не будет. Понравилось - дойдешь до конца и получишь сертификат.
Стартовал проект с трех курсов, сейчас их уже 10. Такие, например: "Химия - полезная и бесполезная", "Поиск и выбор бизнес-идеи", "Как начать свое дело", "Графы и комбинаторика". Каждый курс начинается в определенный день и идет несколько недель или месяцев.
- Сейчас в Универсариуме обучается около 80 тысяч человек по разным направлениям. Очень популярны курсы по химии, графам и комбинаторике, это один из разделов вузовской математики. На химию пришло 14 тысяч человек, на графы и комбинаторику - 11 тысяч, - рассказал руководитель проекта Дмитрий Гужеля. - Примерно 35 процентов слушателей Универсариума из Москвы и Питера. Остальные 65 процентов - из других российских регионов.
Сидеть часами у компьютера не так уж и легко. Из 30 тысяч записавшихся на курс "Как начать свое дело", лишь 300 человек добрались до конца. На "графах и комбинаторике" в первом потоке из 11 тысяч таких было только 5 тысяч. Но это совершенно нормальные цифры для учебы онлайн.
Универсариум - первый российский ответ знаменитой системе электронного обучения Курсера, появившейся в свое время в Стэнфорде. Два года назад этот гигантский интернет-университет пришел в Россию. Сейчас Курсера охватывает более ста самых рейтинговых вузов мира (как правило, американских и английских, российских вузов два - СПбГУ и МФТИ) и предлагает более 500 образовательных курсов. Чаще всего - по математике, информатике, экономике. И, в основном, на английском языке.
Кроме общей международной интернет-площадки, такой, как Курсера, почти все ведущие вузы мира предлагают свое электронное обучение. Причем тоже, как правило, бесплатное. Платить придется лишь за сертификат или свидетельство. А вот в России вузам не интересно выходить с бесплатными лекциями в сеть и учить виртуальных студентов.
- Государственный вуз не может сегодня предложить бесплатные электронные курсы. Приходит Счетная палата или и говорит: это упущенная выгода, - высказывает свою точку зрения президент Международного консорциума "Электронный университет" Владимир Тихомиров. Он считает, что отставание нашей страны в электронном образовании оценивается в 20 лет.
Причин очень много: от материальных до психологических. Преподаватели говорят: "Зачем я буду выкладывать в сеть свои материалы, если это моя интеллектуальная собственность?".
Плюс отсталое законодательство в этом вопросе. На сегодняшний день не ясно, каков статус сертификата электронного обучения, что и кому он дает? Можно ли учитывать этот документ на зачетах или экзаменах в обычных вузах? Как развивать сетевое взаимодействие вузов, чтобы они могли предлагать общие курсы? По словам Владимира Тихомирова, для развития электронного обучения потребуется внести изменения в 2 тысячи разных документов!
Пока что наши вузы и колледжи предлагают только дистанционное образование. Чаще всего - для заочников, когда студентам все же надо бывать в университете. Если в вузе есть дистанционный факультет, он, скорее всего, будет платным. Как и краткосрочные дополнительные программы. Платить надо именно за учебу, а не за получение сертификата или свидетельства. Поэтому в дистанционных группах всегда определенное число студентов, а не тысячи и даже миллионы, как у интернет- площадок.
Есть и небольшое количество дистанционных вузов. Тоже, разумеется, платных. У них жизнь - не сахар: слишком большие затраты и много ограничений.
Международная академия бизнеса и новых технологий - один из таких вузов, который предлагает дополнительные программы.
- Опыт показал, что для развития электронного образования требуются новые профессии на рынке труда: автор курса, профессор-консультант, тьютор, сценарист курса, педагогический дизайнер. Но этому сегодня никто и нигде не учит. Между тем, подготовка кадров - важная вещь, - рассказывает ректор Академии Валерий Иванов.
С 1 сентября российские школьники и педагоги тоже будут вовлечены в большой образовательный интернет-проект. Для них начнет работу портал "Тетрадка.ру".
- Мы попросили всех учителей предложить для проекта лучшие варианты уроков по каждому предмету. И все это будет выложено в сети бесплатно, - рассказал "РГ" о новом проекте депутат Госдумы Виктор Шудегов.
Идея прекрасная, но разработчики проекта сталкиваются с теми же проблемами, что и их коллеги из вузов. Технологии обмена информацией развиваются так стремительно, что никакие законы не поспевают за ними.
В Госдуме в комитете по образованию недавно прошли парламентские слушания по электронному обучению, где было решено, что России нужна государственная программа по созданию и развитию образования онлайн.
Эксперты считают: надо как можно скорее официально признать сертификаты или свидетельства открытых онлайн-курсов, активнее использовать такое обучение при повышении квалификации. Нужно определить правила выплаты авторского гонорара лекторам и не обвинять вузы в упущенной выгоде, если те выкладывают в сеть бесплатные занятия.
Вениамин Каганов, замминистра образования и науки России:
- Есть разное понимание того, что такое электронное образование или открытое образование. И то, что очень многие преподаватели считают верхом совершенства, никак не сочетается с новыми технологиями, ожиданиями и привычками молодежи.
"Введение в практическую электронику", "Философия: искусство создавать проблемы" , "Предпринимательство", "Инвестиции в будущее". "Распознающие системы", "История русского театра как история России", "Химия - полезная и бесполезная, "Как начать свое дело", "Графы и комбинаторика", "Поиск и выбор бизнес-идеи", "Россия в эпоху революционных потрясений".
"Как нам перейти в модель образования 21 века? Это переход на новые технологические платформы образования, то, что мы называем open source-платформами - платформами для всеобщего доступа, такие как Курсера, Академия Хан. В Курсере учится более 10 миллионов человек. Это 10 процентов всех студентов в мире! 10 процентов из них учится в образовательном ресурсе, который был создан буквально три года назад".