Челябинский бюджет поддержит франчайзинговые проекты

Впервые в госпрограмму поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Челябинской области, разрабатываемую на 2015-2017 годы, включен новый раздел, подразумевающий поддержку франчайзинговых компаний. В первую очередь речь идет о региональных фирмах, решивших расширить географию бизнеса. Но пока в регионе больше тех, кто сам хотел бы раскрутиться под известной вывеской.

С поводырем комфортнее

В торговой экспансии на Южный Урал заинтересованы многие обладатели популярных брендов, да и число желающих начать свое дело с покупки франшизы тоже стремительно растет.

- Намного выгоднее заплатить за вход в готовый бизнес, чем пытаться создать свой с нуля и потом годами тратиться на его раскрутку, - убежден начинающий предприниматель из Челябинска Максим Савельев, планирующий приобрести франшизу в сфере организации праздников. - К тому же всегда рядом будет наставник - он вовремя подскажет, как обойти подводные камни.

Стоимость такого "билета" в готовый бизнес, если речь идет об открытии розничного магазина площадью до 150 квадратных метров, достигает трех миллионов рублей. За эту цену франчайзи (покупатель франшизы) приобретает не только известное имя, курс обучения, программное обеспечение (или технологии), маркетинговые услуги, управленческие решения, но и особо выгодные условия поставки продукции. По подсчетам экспертов, затраты на открытие собственного бизнеса с нуля превысят итоговый ценник на покупку франшизы в 1,5-2 раза.

- Рентабельность бизнеса по франшизе очень высока - может достигать 25 процентов, первоначальные затраты окупаются уже через год, - рассказывает представитель Российской ассоциации франчайзинга Наталья Ильясова. - Согласно нашим исследованиям из ста открытых по франшизе предприятий по итогам финансового года 90 "выживают". В России этот рынок - один из наиболее динамично растущих: он насчитывает 1,3 тысячи франчайзеров, только за последние шесть лет их число выросло втрое. Около 40 процентов мировых продаж осуществляется во франчайзинговых сетях, представленных более чем в 75 сферах деятельности.

На Урале франчайзинговые компании сконцентрированы в сфере торговли, общепита, недвижимости и риелторских услуг. В последнее время также набирают обороты "зеленые" франшизы (фаст-фуды с большим ассортиментом низкокалорийных блюд). К новым направлениям рынка можно отнести сферу аппаратной косметологии и SPA-процедур. Большую популярность в регионе получили магазины, открытые по франшизе, где все товары распродаются по одной цене.

- Первый магазин такого необычного формата мы открыли в Челябинске в начале 2012 года, сегодня их уже семь, - рассказал директор сети на Южном Урале Николай Малетин. - Популярность продаж по фиксированной цене с самого начала зашкаливала. Этот необычный формат пытаются копировать, но безуспешно.

Бизнес размножается делением

Особенность уральских франчайзеров (собственников франшизы) в том, что все они начинали с создания собственной сети магазинов в пределах одного региона, затем открывали филиалы в соседних областях и только потом появлялась идея делиться успешным бизнесом, организовав продажу франшиз. Этот факт подкупает многих стартаперов, которые могут оценить, насколько успешны "дочки" компании, предлагающей им франшизу.

Одна из новых тенденций на рынке тиражирования бизнеса - создание компаний, деятельность которых строится на самой продаже франшиз различных брендов и марок. По сути это такие супермаркеты: на каждой полке - готовый бизнес "под ключ", но пока их в стране единицы. В УрФО процесс торговли франшизами на поток еще не поставлен.

- Первый магазин по розничной торговле инструментами и метизной продукцией открыли в Тюмени еще десять лет назад, постепенно стали обрастать новыми точками продаж, но три года назад встал вопрос, продолжать ли открывать собственные магазины по УрФО, что весьма затратно, или доверить это партнерам по бизнесу, - рассказывает руководитель отдела развития сети магазинов Олег Хвостенко. - Выбрали второй вариант, поскольку содержать при каждом магазине свой штат управленцев разорительно. Оформили франчайзинговый пакет и решили делиться успешной моделью своего бизнеса с другими предприимчивыми людьми.

Делятся, однако, не бесплатно: помимо цены за франшизу, установлена еще и торговая наценка (не более пяти процентов) на реализуемый франчайзи товар. Последний, в свою очередь, может увеличить накрутку.

- Все, что накинет сверх отпускной цены наш партнер, - его прибыль, которой он распоряжается самостоятельно. Мы же за счет своих пяти процентов проводим регулярное обучение франчайзи, следим за финансовой отчетностью, помогаем определить стратегию бизнеса и дальнейшую трансформацию в торговую сеть. В общем, берем на себя обязательство сделать франчайзи успешным, - говорит Хвостенко.

При этом никто не гарантирует, что, достигнув успеха, одаренный ученик не попрощается с наставником - такие случаи не редкость. Однако в свободное плавание придется отправляться уже под другим брендом, работать по иным технологиям, формировать собственное управленческое звено и искать новых поставщиков.

- Если франчайзи не выполняет пункты договора, сначала мы предложим ему менее выгодные условия закупки товара, а затем начнем сокращать ассортимент продукции, что может впоследствии привести к закрытию магазина, - разъясняет Олег Хвостенко. - Но это крайние меры. Вообще-то мы заинтересованы в эффективном сотрудничестве с перспективой открытия франчайзи собственной сети.

При этом компания неплохо зарабатывает и на продаже товара в собственных магазинах, и на реализации франшиз.

Осторожно, пустышка!

Чем большую популярность набирает франчайзинг, тем активнее на этом рынке действуют мошенники.

- В последнее время предпринимателям все чаще приходится сталкиваться с деятельностью лже-франчайзеров, предлагающих "пустышки" вместо реальных франшиз, - говорит Наталья Ильясова. - Зачастую фирмы-"пустышки" предлагают приобрести франшизу на достаточно раскрученные бренды по низкой цене. Это должно сразу насторожить. К тому же компании, чьи названия активно используют мошенники, зачастую не имеют франшиз, и это легко проверить, зайдя на их официальные сайты.

- Не нужно думать, что все торговые сети формируют франчайзинговые пакеты.  Это ошибочное мнение. К примеру, в стране только три федеральных компании реализуют франшизы в сфере поставки инструментов и садового оборудования, - рассказывает директор по развитию федеральной франчайзинговой сети Андрей Позднеев.

По словам директора департамента франчайзинга компании из Санкт-Петербурга Андрея Уварова, Южный Урал для многих продавцов готовых брендов весьма привлекателен: в регионе активно развивается молодежное предпринимательство - именно в этом сегменте бизнеса есть готовность реализовывать амбициозные проекты под известным брендом, запущенным в тираж.