Пенсионер 40 лет ездит на самодельном автомобиле "Фантазии"

Раньше машины были как люди. У каждой свой характер. Рождались и умирали, кряхтя от масляной недостаточности. Не то что сейчас: утилизационный сбор, пять, ну, десять лет, и под пресс. Я расскажу вам историю человека, который 40 лет назад создал свой автомобиль. Или, точнее, автомобиль длит жизнь этого человека. Знакомьтесь - Борис Каравкин 87 лет. И его детище - самоделка "Фантазия". 40 лет.

Война началась, когда Боря Каравкин закончил 7-й класс. Вместо школы пошел на военный завод точить снаряды. Рвался на фронт, но его так и не отпустил директор завода. У парнишки были золотые руки. Однажды в цех привезли головку блока цилиндров от экспериментального танка. Боря проточил ее за ночь. Его наградили медалью "За доблестный труд". Именно с этой головки началась любовь к технике.

После войны Борис поступил в челябинское танковое училище. Машины знал как свои пять пальцев. Но до офицера не дослужился - училище расформировали. Так и остался сержантом с трудовой медалью.

Приехал в Минск помочь восстанавливать город, да так в нем и остался навсегда. С семилеткой за плечами работал художником. Лепил девушек с веслом для парков и львов на восстановленных фасадах. Но и про технику не забывал. Смастерил с приятелем аэросани. Мотор от мотоцикла, винт сам отшкурил. Правда, в первую же зиму аэросани разбились о пенек в лесу. Главное, что ребята целы остались.

Конечно, как и любой гражданин СССР, Борис мечтал о своей машине. Даже если предположить, что нашлась бы необходимая сумма, ждать исполнения мечты пришлось бы семь лет, стоя в огромной очереди. В то время покупка "Москвича" или "Победы" было событием в жизни, как сейчас рождение ребенка. А тут тот самый сосед взял мотор с аэросаней, склепал раму, прицепил кузов и разъезжал по переулку на своей самоделке, как принц Монако. Машина была угловатой, нескладной, да еще отчаянно трещала. Но это была собственная машина! И Борис загорелся. "Я что, хуже Федьки?" Было это в 1968-м.

Как рождалась "Фантазия"

В полуподвальчике у Бориса мастерская с маленьким токарным и сверлильным станками. Там он начал варить раму из стальных труб. Внешние панели машины выколачивал вручную чуть ли не на коленках. А где взять агрегаты? Неподалеку открылся автосервис "ЗАЗ". Пришел к ним Каравкин, и сразу в лоб:

- Вам стенгазету рисовать надо?

Ему обрадовались как родному. Раньше ни один коллектив без стенгазеты существовать не мог. А с художниками на производстве сами знаете как. Короче, Каравкин рисовал, а профком помогал с деталями. Не бесплатно, конечно. И движок от "Запорожца" там купил, и трансмиссию, и подвеску. Он потом скрупулезно подсчитал - самоделка обошлась ему ровно в 2 тысячи рублей. Советских, естественно. К слову, "горбатый" тогда стоил 3,5 тысячи. Только что появившиеся "Жигули" - 5,5 тысячи. Правда, в очередь попасть было практически нереально.

- Я ведь по призванию художник, - рассказывает мне Борис Иосифович. - Поэтому машину свою видел как ракету. Стремительную и мощную. Через окно вынес сваренную раму во двор и начал собирать. От первого проекта до дорожных испытаний прошло почти четыре года. Я нацепил самодельную табличку "проба" и поехал по Минску. Сколько людей головы свернули!

Но самое трудное было впереди. Получить номера в ГАИ. К самоделкам тогда относились с любовью, но и с подозрением. Как это, взял и построил автомобиль? А если он завтра дирижабль построит и улетит в капстраны? Поэтому в том же 1968 году были утверждены технические требования к самоделкам. Длина не больше 3,5 метра. Высота 1 метр 45 сантиметров, ширина ровно полтора метра, и не больше! Советский человек не должен ездить на излишествах нехороших всяких. Но самая главная засада - двигатель не больше одного литра. Творческая мысль доморощенного конструктора не могла воплотиться дальше какой-нибудь модернизированной инвалидки. А у Каравкина полет ракеты, зов будущего...

- Когда приехал в ГАИ, выяснилось, что на 25 сантиметров моя машина длиннее норм. Ну не отпиливать же бампера? Помог случай. Мой друг тоже привез свою машину регистрировать. На его фоне я и проскочил. Гаишник понял, что если кузов укоротить, нарушится гармония. И закрыл глаза на эти проклятые сантиметры. Дай бог ему здоровья, если жив...

Как назвать детище? В честь республики - Белорусочка? Или просто и со смыслом - Мечта? Мама Бориса Иосифовича предложила - Фантазия. Название на семейном совете утвердили. Простенько и со вкусом. К тому же шрифт Борис нарисовал собственноручно, в стиле ракетного модернизма.

Трехкратная прочность

"Фантазия" жила своей жизнью. Вскоре выяснилось, что передняя торсионная подвеска от "Запорожца" жестковата для легкой алюминиевой машины. Да и управляемость не та. Борис тогда взял и разработал собственную переднюю подвеску. Сейчас этот тип называют "МакФерсон". В СССР она появилась только в 1985-м на "восьмерках". Фирма "Порше" дорабатывала это нововведение для нашего автопрома. А Каравкин взял да и сделал в своем гараже.

Двигатель от "Запорожца" - это тоже слабое звено. Между прочим, оригинал взят у "БМВ". В 50-х немцы устанавливали его на военную самоходную платформу для подвозки снарядов к переднему краю. Жить такому двигателю в условиях боя приходилось не более 10 - 15 километров. Одноразовая продукция. Тем не менее мы поставили ее на конвейер.

Движок грелся. Массивные задние стойки хоть и выполняли роль воздухозаборников, но мало помогали тарахтелке с воздушным охлаждением. Тогда Борис накопил деньжат, да и купил старый движок от "Шкоды 110" с водяным охлаждением. Он идеально вписался в кузов, но было одно но: деталей не достать. Чуть что - и к токарному станку вытачивать запчасть. Плюнул на это дело Каравкин и решился на революцию - поставил спереди двигатель от "копейки", протянул вдоль пола вал на запорожскую трансмиссию, а там, где грелся старый движок, разместил багажное отделение. Теперь "Фантазия" стала классическим автомобилем в кузове "купе" или даже "лифтбек". Что кому нравится. Запчасти для "копеечного" движка только ленивый не купит. Правда, воздушный фильтр не поместился. Пришлось использовать старый, масляный, от "Запорожца".

Еще расскажу про кузов. Для ГАИ пришлось заново делать расчеты. Выяснилось, что "Фантазия" с "жигулевским" двигателем имеет трехкратный запас прочности. Двери оригинальной конструкции. Они сдвижные, но не такие, как в "Газелях" или "Шкодах". Надо потянуть за ручку на себя, и стопорный механизм выедет из порога на специальных раскрывающихся роликах. Это как стабилизаторы у "Града" раскрываются (последнее место работы Бориса Иосифовича - секретный военный институт по разработке ракетного оружия). А уж потом под углом к кузову дверь свободно скользит назад. Что удивило - работает как по маслу. И нет опасения, что дверь вдруг откроется во время движения. Это потом мы узнаем заморское слово "мультивэн" - машина с трансформируемым кузовным пространством. Борис Каравкин создал первый в мире "мультивэн". Передние сиденья вращаются в любом направлении. Хоть задом наперед езжай. Очень удобно для инвалидов.

Коррозия

Признаться, я с трепетом сел за руль самоделки. Приборная панель от "Москвича 408". Руль от "Запорожца". Сигнал от 21-й "Волги". Гудит так, что кошки разбегаются. Фары от грузового "ЗИЛа". Утоплены и закрыты плексигласом. Как в "Ягуаре И-тайп". Задние фонари от "копейки". Радиатор от "Фолькcвагена" - родной "жигулевский" не поместился. В багажнике разбирается пол - можно свободно добраться до узлов задней подвески. Никакая яма не нужна. Коробка жигулевская, "копеечная", четырехскоростная. Сцепление гидравлическое. Тормоза и диски от "Запора". Резина от "Москвича 408". Диагональная. Ехать мягко, но не быстро. Амортизаторы "волговские". Бензобак собственной конструкции на 40 литров.

Завелась "Фантазия" с полуоборота. На холодную. Я врубил первую и тронулся. Движок в 1200 кубиков с легкостью тянул алюминиевую машину. Но! Руль "деревянный", без усилителя. Сейчас так уже не ездят. Тормоза "хватают" мгновенно, но машина норовит пойти в юз. Хозяин уверяет, что она и сейчас разгоняется до 130 км/час. Проверять рекорды не хотелось. Я проехал по двум соседним улицам, чтобы убедиться: для 1968 года это был прорыв. Даже до середины 80-х прошлого века машина была на уровне. Но после появления "девятки" тема закрыта.

- Мне за "Фантазию" все время предлагают то 6 тысяч евро, то 10, - рассказывает Борис Иосифович. - Но как я ее продам? Это моя жизнь, моя судьба. Вот всю неделю не вылазил из-под нее. Менял алюминиевые пороги. Оказалось, что сталь не дружит с дюралью. На месте креплений алюминий разрушается. А железу хоть бы хны. Но это не беда. Поставлю цинковые "обманки". Они будут корродировать, а панели останутся в неприкосновенности. Химия!

Борису Иосифовичу 87. Его "Фантазии" 40. Человек и машина. Человек и судьба великой страны, в которой кусок железа иногда был дороже жизни. Он еще ездит на своей "Фантазии" по грибы. В гости к таким же ветеранам, которых с каждым годом становится все меньше. И какие цинковые "обманки" не ставь, уходит прочность, уходит эпоха...

Технические характеристики

Длина 3750 мм

Ширина 1500 мм

Высота 1450 мм

Клиренс 200 мм

Подвеска.

Передняя типа МакФерсон, самодельная.

Задняя на косых рычагах от "ЗАЗ 964".

Кузов - типа "купе". Двери сдвижные.

Тормоза колодочные.

Трансмиссия четырехступенчатая.

Двигатель "ВАЗ 2101".

Мощность 62 л. с.

Расход топлива 10 л на 100 км.

Максимальная скорость 130 км/ч.