На Дальнем Востоке наведут порядок с уличной рекламой

Владивосток и Хабаровск - два самых крупных города Дальнего Востока - готовятся к новшествам в сфере наружной рекламы. Они последуют из-за изменений федерального закона, которые вступили в силу в этом году.

Краевой центр Приморья рекламой перегружен. Приходится приложить усилие, чтобы разглядеть город за биллбордами, брандмауэрами, пилонами, растяжками и прочими атрибутами "наружки".

Среди заметных изменений последних полутора лет - сокращение числа растяжек над улицами, но увеличение количества рекламных щитов, появление мультимедийных экранов и рекламы на скамейках в скверах.
Контролировать процесс появления новых форм станет проще с вошедшими в закон о рекламе дополнениями. Теперь информационные конструкции могут размещаться только в рамках разработанного муниципалитетом плана.

- Предстоит утвердить эту схему на земельных участках независимо от их форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, которое находится в собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности, - объясняет начальник городского управления регулирования рекламной деятельности Татьяна Шахова.

В соответствии с новыми требованиями предусматривается некоторое сокращение количества рекламных щитов, сейчас их во Владивостоке чуть больше 800.

Изменения грядут и в Хабаровске, где также разработали новую схему размещения конструкций. Здесь "сократят" 200 биллбордов размером 3х6 метров (из 1400 имеющихся): не вписываются в итоговый план, портят облик города. Правда, демонтировать их сразу никто не собирается - только по истечении времени действия договора. Без потерь не обойдется. Сокращенные площади - это минус 15 миллионов рублей ежегодных поступлений в городскую казну уже с 2017-го (когда закончатся сроки всех действующих сегодня разрешений). Какую-то часть потерянных денег восполнят путем создания новых мест для размещения рекламы, но удастся ли полностью компенсировать потери, пока неясно.

Во Владивостоке по ночам самовольно вырубали деревья вдоль дорог, на обочинах которых установлена нелегальная реклама, чтобы ее было лучше видно

Тем не менее городские власти считают, что новшества абсолютно оправданы.

- Новая схема приведет к большему порядку в сфере наружной рекламы, - отмечает начальник отдела наружной рекламы и информационных конструкций мэрии Хабаровска Василий Аристов. - Будет запрещено размещать ее на газонах, ограждениях, заборах, контейнерах, крышах. А чтобы смонтировать информационную конструкцию на зданиях и сооружениях, необходимо согласовать с главным архитектором и главным художником города.

Сегодня в Хабаровске большая часть объектов наружной рекламы имеет подсветку. Активно используются призматроны, роллеры, видеоэкраны, электронные табло. Им администрация города отдает предпочтение перед устаревшими формами: с некоторых пор в исторической части города вообще абсолютно все рекламные конструкции должны иметь неоновую, светодиодную или люминесцентную подсветку. Это тот стандарт, к которому идут сегодня все крупные города. Не исключение, конечно, и Владивосток.

- В целом изменения на рынке рекламы назрели давно. Нельзя не согласиться, что город перегружен биллбордами, к тому же фанера на длинной палке - поза¬вчерашний день. Будущее, мне кажется, за экранами-телевизорами. В них реклама красочней и динамичней, да и просто-напросто больше ее прокачивается за сутки, - считает заместитель директора одной из приморских рекламных компаний Алексей Кивчер. - Но встает проблема цены. Конечно, на щите реклама дешевле…

Устаревшая реклама - это одно, а самовольная - совсем другое. Кроме законно установленных биллбордов, во Владивостоке немало нелегальных, находящихся в неположенных местах. Уже дошло то того, что по ночам самовольно вырубали деревья вдоль дорог, на обочинах которых установлена реклама: чтобы ее, незаконную, было лучше видно. По оценкам специалистов, пострадало более 200 деревьев, среди которых занесенные в Красную книгу амурский бархат и конский каштан. Идет проверка, и, как пообещали власти, виновные будут привлечены к ответственности.

Борьбу с размещенной без предусмотренного законодательством разрешения рекламой муниципалитет ведет непрерывно. Всего с начала весны 2014-го управлением регулирования рекламной деятельности Приморского края выдано около сотни предписаний на демонтаж самовольно установленных конструкций в тех случаях, когда стало известно, кто их поставил.

Новые требования в законе дают право муниципальным органам самим - без обращения в суд - демонтировать рекламу, если по предписанию этого не сделал ее владелец. Для этих целей в администрации Владивостока создана специальная комиссия и определен подрядчик, который и будет заниматься ликвидацией конструкций.

В Хабаровске приморцев опередили - здесь администрация города уже убирает незаконно установленную рекламу.

- Снятые конструкции хранятся на базе. Владелец, чтобы их забрать, заплатит и за демонтаж, и за хранение. Это самое лучшее воздействие - и без лишних проволочек, - рассказывает Василий Аристов.

С теми самовольно расклеенными коммерческими объявлениями, которые не подпадают под понятие рекламы, но облик города портят не меньше, чем незаконные щиты, бороться будут весьма оригинально.

- Мы воспользовались успешным опытом иркутян, - говорит Аристов. - Сейчас заключаем контракт с предприятием, которое с помощью специальных программ обеспечит круглосуточный автодозвон по указанным номерам каждые пять-десять минут с уведомлением: "Вы нарушаете закон". Я думаю, владелец номера постарается быстро снять все свои объявления.

Кстати

Наружная реклама - одна из доходных статей городских бюджетов. Например, в казну Владивостока сумма общих отчислений за нее в 2013 году составила 48 миллионов рублей. В Хабаровске, где этот рынок, судя по всему, более упорядочен, - свыше 95 миллионов.