Людмила Ивановна, что такое семейные ценности? Например, на Западе и на Востоке к институту семьи относятся по-разному. Можно ли вообще говорить о цивилизационных семейных ценностях и как они учитываются в реальной семейной политике?
Людмила Швецова: Семья, ее статус, положение в обществе, просто гуманитарное восприятие в разных странах действительно разные. На это влияют национальные, религиозные традиции, порой по-разному трактуются вещи, связанные с семейными ценностями. Но есть и много общего. Главное, что семья для всех нас и для общества в целом - это фундамент, основа, источник любви, уважения, привязанности, продолжения рода, без чего не может существовать человек.
Очень важно, что семейное благополучие (причем - устойчивое!) берется у нас за основу государственной семейной политики, реализация которой обязательно повлечет за собой увеличение доходов семьи, улучшение ее жилищных условий, обеспечит доступность качественных образовательных и медицинских услуг, а в итоге благотворно скажется на всем физическом и духовном здоровье нации. Этой теме было посвящено заседание президиума Госсовета, на котором наш президент подчеркнул, что "основная задача государства в этой области - создание условий для устойчивого семейного благополучия".
Родительская и экспертная общественность с надеждой следят за тем, чтобы вектор семейной политики стал расширен. А в орбиту постоянной заботы государства подпадали не только те семьи, которые нуждались в социальной защите, но и обычные рядовые семьи. Глава государства называет эти проблемы "фундаментальными, базовыми условиями нормального развития общества и семьи, в частности, и детей". А это значит, что государственную семейную политику ждут действительно серьезные перемены.
Надо признаться, что у нас есть и опасения: упаси бог, что, взявшись решать проблемы семьи системно и масштабно, мы ослабим внимание и помощь малообеспеченным и нуждающимся семьям. Этого не должно быть.
Многие родители негативно относятся к ювенальной юстиции, полагая, что семья вследствие вводимой системы формулировок приобретает статус источника потенциальной опасности для детей, а ювенальные технологии вводят понятие презумпции виновности родителей. Если раньше нужно было доказывать вину родителей, теперь доказательство собственной невиновности возложено уже на них. Что вы думаете об этой проблеме?
Людмила Швецова: Приведу два примера из другой области. Я часто общаюсь со своими украинскими друзьями, а я там 18 лет прожила. Спрашиваю, почему вы, нормальные образованные люди, боретесь против тех, кто исповедует идеи федерализма? Федерализм - не ругательство, а форма существования государства. Посмотрите, какие права имеют земли в ФРГ, объединили ГДР и ФРГ, и все нормально. В США в каждом штате свое законодательство, избирают своих руководителей. То же самое касается и ювенальной юстиции. Да, встречаются непрофессионалы, неграмотные работники, которые приходят из органов опеки и попечительства в проблемные семьи, придираются ко всему, начинают смотреть, что в холодильнике, на кухне и в комнате, грозят забрать у родителей дитя. Эту практику нужно искоренять, совершенствовать систему с тем, чтобы эти люди не входили в чужие семьи со своими законами и не распоряжались их судьбами. Но когда вы говорите о презумпции невиновности родителей, я хочу возразить, а вы уверены, что все родители подпадают под презумпцию невиновности? В Алтуфьевском приемнике, куда попадают самые тяжелые дети и проводят там иногда по полгода, я видела девочку, у которой на щеке были видны ожоги от затушенных сигарет. Я с ней поговорила, растопила ее, и она рассказала, что это мама привела любовника, они выпили хорошо, и потом по очереди ей на щеках тушили сигареты. Нам что надо дождаться, пока эти пьяные любовники сбросят девочку с балкона? У этой семьи есть презумпция невиновности?
У нас в России институт семьи традиционно является святым и почитаемым. Это основа нашего общества. В кризисных же ситуациях должны включаться и кризисные технологии. И каждый случай надо рассматривать индивидуально и деликатно, не допуская грубое вмешательство в дела семьи и не нарушая святость семейных взаимоотношений. В то же время интересы ребенка в такого рода случаях должны быть надежно защищены в том числе и в правовой сфере.
Что происходит с материнским капиталом? Будет ли эта программа продолжена после 2016 года?
Людмила Швецова: Маткапитал стал визитной карточкой демографической политики России, сыграл важную роль в улучшении отношения к семьям, повышению рождаемости.
Думаю, сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения, что программа по маткапиталу должна быть продолжена и после 2016 года. Более того, в постановлении правительства "Об утверждении государственной программы РФ "Социальная поддержка граждан" есть пункт "Предоставление материнского (семейного) капитала" со сроком окончания реализации 31 декабря 2020 года. Многие представители общественных организаций и ведущие эксперты, предлагают расширить возможности использования маткапитала, например, на текущие нужды, лечение детей, ремонт жилья или покупку автомобиля. Это предмет обсуждения. Я за традиционный уже сложившийся подход с усилением адресности, особенно в части семей с детьми-инвалидами.
Разговор с Людмилой Швецовой о том, как женщине совместить успешную карьеру с семейными заботами, публикуется в сегодняшнем выпуске "Российской газеты".
В прошлом году была создана "Национальная родительская ассоциация". Для чего?
Людмила Швецова: Одна из основных задач Национальной родительской ассоциации - защищать права родителей, семей с детьми, права детей. Организация наша молодая, но очень активная и, я бы даже сказала, плодотворящая. Мы инициируем много полезных для родительской общественности мероприятий - как на федеральном, так и на региональном уровне. У нас уже работают отделения в 62 субъектах РФ, в 10 субъектах - оформляются юридически. Мы исходим из того, что - да, мы все разные и живем по-разному, но всех нас объединяют наши дети, забота об их духовном, нравственном и физическом развитии.
НРА выбирает пропаганду успешной семьи, продвижение историй семейного успеха, чтобы нашим соотечественникам искренне хотелось создавать и сохранять семью, рожать и воспитывать детей в любви и взаимном уважении.
Создание условий для роста рождаемости, охрана материнства и детства, укрепление института семьи - это приоритетные социальные задачи государства, но и сама семья должна нести ответственность. Речь идет об ответственном родительстве, материнстве и отцовстве. Сама семья должна по-новому осмыслить свои функции и роль в воспитании детей. Мы должны будем вспомнить, что семейная жизнь исстари считалась признаком зрелости человека. Когда хотели подчеркнуть надежность человека, что говорили? Говорили, что он "семейный". И это воспринималось как особого рода похвала. Семья - это жизнь, а как по-другому?