Знаменитый оркестр приехал не по "общему списку", а по особому приглашению старейшей британской частной школы The Stowe School, отметив двумя концертами несколько важных моментов. Формально - поддержать фортепианное отделение на факультете искусств The Stowe School в содружестве с фортепианным домом Steinway & Sons. Неформально - подчеркнуть важность связей в сфере культуры и лишний раз блеснуть уровнем оркестра, ставшего государственным лишь несколько сезонов назад.
Учитывая такой список задач РНО поддержали и Министерство культуры РФ, и четыре частных спонсора - по два семейства с российской и британской сторон.
The Stowe School совсем не похожа на то, что представляется при слове "школа". Это старинное учебное заведение для Гарри Поттеров - под портиком с античными богами и внушительной колоннадой, с мозаикой на сводчатых потолках и стерегущими громадную лестницу мраморными львами. Вокруг школы образцовый английский парк, традиционно, в отличие от французского, использующий естественную прелесть ландшафта. Несимметричные аллеи со старинными дубами скрывают грот с каменной музой. Идеальный похожий на ковролин газон спускается к озеру с лебедями (для неисправимых романтиков) и утками (для всех остальных). На другом берегу пасутся ухоженные, будто причесанные овцы.
Расположена школа в настоящем английском поместье в самом сердце Бэкингемшира, где в ближайшем крошечном городке Бэкингеме на домах обозначены такие, например, даты построек: 1689 и 1740. Российский оркестр должен был удивлять здешнюю респектабельную публику, расширенную столичными гостями и родителями учеников, среди которых мало простых смертных: плата за обучение очень высокая.
На предварительной протокольной части ответственность момента не сказалась. Наоборот, тон дневного концерта сразу был домашним, хотя лучшие ученики The Stowe School при поддержке части оркестра играли в присутствии британского патрона РНО Его королевского высочества Майкла Кентского, не раз бывавшего в России и неплохо владеющего русским. Принц искренне удивился, что уровень учеников можно дотянуть до уровня оркестра.
В сооруженном специально для вечернего концерта временном зале, где устроители повесили ряд хрустальных люстр, по периметру посадили учеников школы (в 10-процентной квоте для иностранных студентов два десятка русских). Как бы ни были хорошо воспитаны подростки престижного заведения, а завоевать их внимание гораздо сложнее, чем расположение взрослой разборчивой публики. Потому в первом отделении оркестр двигался наощупь: сначала хитовая увертюра Глинки из оперы "Руслан и Людмила", затем сюита танцев из балета "Щелкунчик" Чайковского. Под управлением Михаила Плетнева она всегда вырастает в сказочный шедевр, а у маэстро Карло Понти оказалась разминкой.
Но разминкой ненапрасной: зал был достаточно разогрет, когда на сцену вышел выпускник The Stowe School Крэг Грин, взявшийся "на вырост" исполнять Первый фортепианный концерт Чайковского.
Концерт вел выпускник The Stowe School середины семидесятых, ныне известный композитор и телеведущий Говард Гудолл, и его остроумие, обаяние и умение монтировать острое словцо с просвещением присутствующих очаровывали публику. Он напомнил, что РНО играл в Ватикане перед Папой Римским и получал Грэмми, а потому не напрасно представляет русскую культуру в такой важный год. Он не стеснялся сопоставлений: "За ХХ век Британия подарила миру трех композиторов, а Россия полтора десятка" - далее идет пулеметная очередь, в которой не только всем известные Стравинский и Шостакович, но и Khatchaturian и даже подзабытый на родине Grechaninov.
Очень кстати был и личный момент: британцы гордятся семейными легендами, и Говард Гудолл поведал залу, что его дедушка, между прочим, слушал в Лондоне самого Петра Ильича Чайковского-дирижера!
Выступила любимая британцами сопрано Лесли Гарретт. Академическое пение явно не относится к ее добродетелям, но верно подобранный репертуар ("Серенада" Шуберта, "Лунная песня" из "Русалки" Дворжака, Чардаш Легара) вместе с обаянием мюзикловой певицы превратили ее, оркестр и публику в истинных друзей. Даже тот самый "молодежный периметр" несколько раз аплодировал стоя.
К финалу певица и зал под аккомпанемент РНО дружно пели "Землю надежды и славы" Элгара. Это чуть меньше, чем "Боже, храни Королеву", но тоже серьезно.