Как сообщила Светлана Туйкина, доцент факультета ВМК МГУ имени М.В. Ломоносова, эксперт ЕГЭ, принципиальных изменений в структуру и уровень сложности ЕГЭ по математике в этом году не вносили: в часть B добавлена задача на проценты, а также изменилась одна задача из части С.
ЕГЭ по математике считается пройденным, если ученик наберет минимальные 24 балла. При этом "угадать" ответы даже на удовлетворительную оценку не получится: уже несколько лет в ЕГЭ нет части "А", в которой выбирается правильный ответ из четырех вариантов. При этом часть "С" полностью напоминает традиционный письменный экзамен, в котором оценивается ход решения, описанный школьником.
- В прошлые годы хуже всего решались последние задания части "С", также будет и в этом, - уверен профессор НИУ ВШЭ, завкафедрой математической экономики и эконометрики Григорий Канторович. - Из тематических разделов математики едва ли не самыми сложными для ребят являются задачи по геометрии.
Существенным отличием ЕГЭ стало то, что работу проверяет объективный "внешний" эксперт, не знающий школьника. Кроме того, утечек ответов в интернет в ходе экзаменационной кампании вроде бы зафиксировано не было. А того, у кого найдут мобильный телефон, выгоняют из аудитории. Все это позволяет надеяться, что результаты экзамена будут объективными.
- Широкое использование гаджетов и большое количество решебников приводит к тому, что многие ученики не знают элементарных основ, не умеют доказывать теоремы, страдает их логическое мышление, - подчеркивает Светлана Туйкина. - В результате даже в прошлом году, когда была утечка вариантов, многие школьники, прочитав чужие решения, не смогли повторить их в своем варианте, подставив другие цифры.
Математика остается одним из самых "отстающих" предметов ЕГЭ уже несколько лет. Традиционно, средний бал за этот экзамен оказывается самым низким: в прошлом году он составил 48,7 (в русском языке - 63,4) . На такой удручающей статистике сказывается большое количество двоек и низкий процент 100-балльных работ.
В прошлом году из 803 тысяч сдающих математику 100 баллов получили только 538 человек, а 6,2 процента получили оценку "неудовлетворительно". Для сравнения, по итогам сдачи русского языка стобалльников оказалось 2,5 тысячи человек.
- Чтобы получить "удовлетворительную" оценку, можно обойтись знаниями за 7 - 9 классы, но все равно несколько процентов учеников не могут этого сделать. Причины слабых знаний заложены задолго до выпускного класса, - считает Григорий Канторович.
Эксперты уверены, что значительная часть педагогов заняты "натаскиванием" детей на уровень В, чтобы минимальный балл набрали как можно больше человек. А части С уделяется недостаточно внимания: более сложные задачи школы, не специализирующиеся на углубленном изучении точных наук, не ставят.
- На уроках практически прекращается изучение материала, и осталось натаскивание на конкретные задания экзамена, так как уменьшение часов в общеобразовательных классах не повлекло за собой уменьшения количества тем. Программа по математике, по-моему, не должна сводиться только к заданиям ЕГЭ, - рассуждает директор школы №444 Павел Северинец. - Экзамен -это проверка некоторых опорных точек в большом массиве знаний. Нужно научить ребенка думать, решать и анализировать. Тогда экзамен становится не "таким сложным".
- В школах, где углубленного изучения математики нет, на алгебру отводится три часа в неделю, на геометрию - два. Этого явно недостаточно для того, чтобы подготовиться к ЕГЭ и поступлению в профильный вуз, - рассуждает учитель математики лицея №1568 им. П. Неруды, эксперт ЕГЭ Ирина Карпенко. - Зачастую родителям приходится самостоятельно искать репетиторов для своих детей.
По ее словам, все большую популярность среди педагогов и специалистов набирает идея изменить порядок сдачи ЕГЭ по математике. Те, кому нужен только аттестат (или кто собирается поступать на творческую специальность), могли бы сдавать достаточно простую часть B. А для тех, кто готовится поступать на технические специальности, можно сделать упор на уровень С.