В последнее время внимание правительства не раз было обращено на проблему отсутствия качественных помещений для массовых занятий спортом. Среди последних инициатив по продвижению здорового образа жизни - внедрение механизмов ГЧП в отрасли, поскольку большинство муниципальных спортивных объектов находится в плачевном состоянии. При этом фитнес-центры имеют отработанную годами практику управления спортивными объектам и могут превратить эти площадки в качественные спортивные центры с широким спектром услуг. Как нельзя кстати - удобный инструмент ГЧП, поскольку у государства есть возможности вкладывать деньги в создание спортивной инфраструктуры (о чем свидетельствуют Олимпийские игры в Сочи), а у бизнеса есть способности, а главное - желание сделать работу физкультурно-оздоровительных комплексов (ФОКов) эффективной и рентабельной с экономической точки зрения.
Алгоритм сотрудничества государства, фитнес-центров и различных спортивных организаций для внедрения программы ГТО зависит прежде всего от заинтересованности чиновников. Всем участникам этого процесса необходимо продумать практические механизмы стимулирования организаций, направляющих своих сотрудников готовиться к сдаче нормативов ГТО. К примеру, это могут быть специальные налоговые вычеты, целевые гранты и прочие преференции, способствующие эффективному внедрению системы ГТО в различных организациях. Не стоит сбрасывать со счетов, что уже существует инфраструктурная база для принятия экзаменов ГТО - клубы фитнес-сетей. Например, частные игроки уже развивают триатлонные площадки для занятия циклическими, легкоатлетическими, аква- и велодисциплинами, а также строят тренировочные базы для членов паралимпийской сборной по тяжелой атлетике. За счет подобных социальных проектов повышается инвестиционная привлекательность рынка фитнес-услуг экономсегмента. А это потенциально дополнительные инвестиции в российскую экономику. Ведь согласно экспертным оценкам, рынок фитнес-услуг в России входит в топ-15 в мире с оборотом 2,2 млрд долл.
Подобной цифрой нельзя пренебрегать. Хотя рынок фитнес-услуг в России с инвестиционной точки зрения недооценен: наблюдается значительно более низкое проникновение фитнес-услуг в сравнении с развитыми рынками: около 2% и около 10% соответственно. При этом если проникновение фитнес-услуг в Москве и Санкт-Петербурге находится на уровне развитых стран (примерно 10%), то в регионах спортивные центры занимают не более 3%. В то же время за пределами Москвы и Санкт-Петербурга расположено всего 30% сетевых клубов.
Тем не менее спрос на качественные фитнес-услуги в регионах растет. Вложения в фитнес-клубы в демократичном сегменте окупаются уже через 2,5-3 года. Несмотря на стремительно растущий спрос, для распространения фитнес-сетей по всей стране необходимо время, и это не может произойти одномоментно. Через пять - семь лет проникновение фитнес-сетей в России может вырасти примерно в три раза - до европейского уровня, и до 70% роста будет обеспечено экономсегментом, в результате рынок вырастет в 8-10 раз.
Спрос должен быть обеспечен предложением соответствующего качества, которое уже наблюдается. За последние два-три года доля качественных сетевых игроков выросла с 30% до более чем 50% в целом по рынку, в том числе за счет роста числа компаний, работающих в демократичном сегменте. На европейском рынке, где демократичный фитнес начал развиваться раньше, инвесторы охотно инвестируют в сетевых игроков из-за высокой доходности, которая может превышать 50% в год.
Высокая доходность фитнеса в совокупности с его социальной значимостью является одним из ключевых факторов инвестиционной привлекательности отрасли. Рынок может быть интересен как частным инвесторам, поддерживающим спортивные клубы и федерации, так и финансово-промышленным группам, заинтересованным в приобретении быстрорастущих активов с высокой доходностью.
Вероятен также интерес иностранных, в том числе европейских игроков, где рынок демократичного фитнеса также динамично развивается. Благодаря своей инвестиционной привлекательности в ближайшее время мы будем наблюдать стремительный рост рынка фитнес-услуг в экономсегменте, что в свою очередь отразится на развитии инфраструктуры для реализации важных социальных программ, в том числе внедрения комплекса ГТО и массового спорта в целом.