К 2030 году в России будет реализовано 325 инфраструктурных проектов
В инфраструктурные проекты России будет инвестировано 969 млрд долл. Наибольший объем инвестиций будет направлен на развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта - 462,4 млрд долл. В основном речь идет о реализации проектов, предусмотренных планом развития скоростного и высокоскоростного железнодорожного движения. Вторым по объему направлением планируемых инфраструктурных инвестиций является строительство автомобильных дорог и мостов - 274,6 млрд долл. Также эта сфера является лидером по количеству запланированных проектов - 77. Большинство проектов относятся к сфере ответственности госкомпании "Автодор" и предусмотрены Транспортной стратегией РФ на период до 2030 года.
"Совершенствование нынешней железнодорожной сети и автодорог позволит значительно сократить издержки на логистику, увеличить скорости передвижения товаров из точки А в точку Б. Также радует, что это все будет происходить с участием бизнеса. ГЧП - это то, что позволяет бизнесу и государству стать партнерами на долгое время. Само собой это дает бизнесу своеобразный сигнал о том, что государство может быть другом, партнером, а не только контролером, тем самым улучшив предпринимательский климат в России. Главное, чтобы механизмы работы ГЧП были прозрачны и понятны для бизнеса, ведь бизнесмен всегда хочет знать, куда и на каких условиях он вкладывает свои деньги, время и знания", - считает Дмитрий Кравченко, председатель президиума Ассоциации молодых предпринимателей России.
Объем инвестиций в инфраструктурные проекты, финансируемые совместно государством и бизнесом (ГЧП), составит 676,7 млрд долл. С привлечением частного и государственного финансирования планируется реализовать 112 (44%) инфраструктурных проектов. По мнению большинства респондентов (51%), участие частных партнеров или инвесторов повысит эффективность воплощения проектов. Меньшее, но все же существенное количество опрошенных (31%) считают, что частные инвестиции способны принести пользу, но небольшую. А 15% уверены, что привлечение частного капитала не окажет позитивного влияния на эффективность госинвестиций в развитие инфраструктуры.
Объем госинвестиций составит 284,4 млрд долл. Всего государство планирует финансировать реализацию 182 инфраструктурных проектов, что составляет 56%. Больше всего проектов с госфинансированием в энергетике и водоснабжении - 106, в сфере строительства автомобильных дорог и мостов - 36, 22 - в области железнодорожного транспорта, 9 - в сфере воздушного транспорта, 9 - в сфере речного транспорта. "Проектов, получивших государственную поддержку, не так много: это реконструкция БАМа и Транссиба, строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги. Конечно, можно отметить еще целый ряд идей, связанных с развитием инфраструктуры аэропортов, взлетно-посадочных полос, автомобильного сообщения, скоростного, и не только скоростного, транспорта, но пока они все-таки в основном находятся на стадии обсуждения", - говорит Кирилл Андросов, председатель совета директоров "Аэрофлота" и РЖД.
За счет средств частного капитала будет построен 31 инфраструктурный проект, что составит 10% от общего плана. "Доля частных инвестиций в инфраструктуру в последние несколько десятилетий считалась одним из ключевых показателей качества инфраструктурного развития страны. В этом контексте Россия сейчас значительно отстает от других стран как по объему вложений в инфраструктурные проекты в процентах от ВВП (4% в 2006-2010 годах), так и по уровню участия в них частного капитала. Доля частного сектора в общем объеме инфраструктурных инвестиций в России в период с 2006 по 2010 год, по разным оценкам, не превышала 16%. Для сравнения, в США этот показатель составил 29%, в Индии - 40%, в ЕС - 44% для новых членов и 64% - для старых, в Чили - 66%", - рассказывает Сума Чакрабарти, президент Европейского банка реконструкции и развития.
Согласно мнению 72% респондентов, одним из основных препятствий, мешающих развитию инфраструктуры и привлечению частных средств, является недостаточная прозрачность механизмов принятия решений о реализации проектов. А 68% опрошенных считают помехой недостаточные гарантии возврата инвестиций. В том, что обеспечение прозрачности тендерных процедур может повысить эффективность инвестиций в российскую инфраструктуру, уверены 69% респондентов.
При этом ценность инфраструктурного развития за рубежом оценивается выше, чем внутри страны. Так, 72% опрошенных крупных зарубежных инвесторов уверены, что инвестиции в инфраструктуру дадут мощный импульс развитию российской экономики. Среди отраслевых специалистов, госслужащих и представителей инвестиционного сообщества России таких всего 36%. Еще 28% иностранных инвесторов признают, что не во всех случаях инфраструктура дает импульс развитию страны. Среди россиян таких 45%. При этом 14% уверены, что инфраструктура вообще не влияет на развитие экономики, среди зарубежных респондентов таких нет.