При существующей методике расчета для роста интегрального показателя развитости институциональной среды в сфере ГЧП в год на 10-15% необходимо реализовывать 2-3 достаточно крупных инфраструктурных проекта, в том числе с привлечением заемного финансирования. Для этого в первую очередь должен повышаться инвестиционный потенциал и уменьшаться риск возвратности инвестиций. К примеру, Тюменская область наряду с Чукотским автономным округом должны ежегодно демонстрировать рост в среднем на 13,6% и на 13,2% для того, чтобы достичь установленного к 2018 году целевого показателя (64,5% для Тюменской области и 67% для Чукотского АО). Притом что сейчас показатели рейтинга у регионов не превышают 15% и 10% соответственно.
В списке "рисковых" регионов и те, что характеризуются высокой инвестиционной привлекательностью, например Московская область и Краснодарский край. Несмотря на то что в Подмосковье стартует строительство ЦКАД и Северного обхода города Одинцова, рейтинг области всего 38%. Но уже к 2016 году удельный показатель должен составить 76,9%. У Краснодарского края ситуация не лучше - показатель составляет 40%, а к 2018 году должен равняться 90,3%, и это при том, что уникальный проект, первая концессия в сфере водоснабжения и водоотведения, сейчас расторгается по инициативе администрации субъекта, что безусловно не добавит региону инвестиционной привлекательности.
В сложившейся ситуации значительной части регионов необходимо предпринять активные действия по развитию институциональной среды в сфере ГЧП. Конечно, это процесс не одного года, но есть несколько решений, которые бы могло применить руководство региона. Во-первых, необходимо провести экспертизу принятых региональных законов, регулирующих развитие ГЧП. Их нужно привести в соответствие с сегодняшними реалиями, пока региональные законы во многом носят формальный характер. Инвесторы не рассматривают возможность структурирования сделки на основе регионального законодательства более чем в 80% субъектов, в которых законы были приняты, поскольку в них содержатся нормы, конкурирующие с федеральным законодательством. Совершенствование региональной нормативно-правовой базы в сфере ГЧП - приоритетная задача, которая позволит создать для частного партнера более привлекательные условия для реализации инфраструктурных проектов. Во-вторых, необходимо учитывать развитие ГЧП в программах и документах модернизации на региональном уровне, в том числе и в отраслевой привязке. Это позволит учитывать намерения руководства субъекта РФ в реализации инфраструктурных проектов на среднесрочный период. С экспертной точки зрения, мера позволит региону привлекать больше внебюджетных средств в развитие региональной инфраструктуры. В-третьих, важно развивать нормативно-правовую базу, которая бы регулировала правоотношения в сфере ГЧП на муниципальном уровне, поскольку правила игры на муниципальном уровне ни для инвестора, ни для государства совершенно не понятны, и, следовательно, необходимо их законодательно определить. В этом случае для каждого субъекта - свой подход, но базовые принципы нужно определять уже сейчас. В-четвертых, нужно разработать систему управления проектами ГЧП на региональном уровне и повышения уровня компетентности персонала путем непрерывного образовательного процесса с учетом всех сложившихся тенденций в сфере ГЧП.