"Сейчас мы переживаем изменение инвестиционной философии в целом. И это никак не связано с какими-то политическими событиями. Сейчас западных инвестиций практически не осталось. Прямых инвестиций США мы не наблюдаем, они либо приостановлены, либо полностью закрыты. И если говорить об этих инвестициях, какими они были? Это были деньги с агрессивным входом в экономику, максимальной прибылью, и динамичным выходом, не редко заканчивавшимся обрушением рынка. Инвестиционная философия азиатских и восточных стран совершенно иная. Идет оперирование государственными деньгами, что гарантирует длительные циклы окупаемости этих вложений. За счет этого есть возможность рассмотрения инвестиций в долгие проекты, например, инфраструктурные", - заявил на Общероссийском экономическом форуме управляющий директор компании STRATEGY Links Владислав Лукиан.
Большая часть экспертов сходится во мнении - деньги есть. Необходимо привлечь их из зарубежных источников, которые заинтересованы во вложениях в российскую экономику, и разработать алгоритмы использования собственных финансов.
К примеру, использовать такие собственные ресурсы как пенсионные средства, переданные на управление в негосударственные пенсионные фонды. Фонды обязуются уберечь поступающие к ним финансы от обесценивания, а для этого им необходимо вкладывать их и получать прибыль.
"Я представляю компанию, управляющую средствами НПФ и страховых компаний, у которой в управлении находится около 450 млрд руб. И довольно остро стоит проблема, куда их инвестировать. С одной стороны, есть проблема привлечения инвестиций в реализацию проектов. С другой - проблема инвестирования средств", - рассказывает первый заместитель генерального директора управляющей компании "Лидер" Юрий Сизов.
Основные трудности связаны с тем, что инвестировать пенсионные средства можно только в акции и облигации высшего котировального списка. "Последние четыре года мы все видим, что творится с этими финансовыми инструментами.
И нашу главную задачу - защищать деньги от инфляции - с помощью этих инструментов пенсионные фонды и управляющие компании выполнять не могут", - заявляет Сизов.
Казалось бы, заинтересованность обеих сторон налицо. Регионы активно ищут деньги на реализацию проектов, в том числе инфраструктурных. Потребности в деньгах огромны. Только на ближайшие два года потребность в инвестициях минэкономразвития оценивает более чем в три трлн руб. В перспективе до 2020 года эта сумма достигает 100 трлн руб. НПФ ищут способы инвестирования. И стоит отметить, имеющиеся у них деньги сопоставимы с потребностями регионов. "Сегодня негосударственная пенсионная система имеет 1,5 трлн руб. и в ближайшие несколько лет эта сумма вырастет до 10 трлн руб.", - говорит Сизов.
НПФ готовы предоставить средства надолго и под умеренный процент, то есть НПФ способны закрыть ту самую потребность в "длинных" деньгах, на нехватку которых так жалуется бизнес и которых не хватает для реализации инфраструктурных проектов. Но напрямую инвестировать в определенный проект, пусть даже надежный, НПФ не может. Правда, есть один механизм позволяющий, передать деньги пенсий в регионы без законодательных изменений и риска потерять их. "Одним из примеров создания инструментов инвестирования пенсионных средств может стать концессионная облигация. 9 лет назад принят был закон о концессионном соглашении, он позволяет под гарантии концессионного соглашения выпускать облигации, которые приобретет НПФ и таким образом направит деньги в проекты. Но для того чтобы этот механизм работал, регион должен создать определенные условия. Взять на себя немного больше обязательств, которые могли бы защитить пенсионные средства. С помощью этого предпринимательский риск будет исключен", - уверяет Сизов.
Опыт реализации проектов с использованием концессии уже есть. Такой механизм позволил построить дорогу М1 в обход Одинцово - сейчас это платная дорога, которая приносит доход. Построен физкультурно-оздоровительный комплекс в Нижегородской области, ледовый дворец в Ульяновской области, объект ЖКХ по переработке и утилизации отходов в Саратовской области и т.д.
Механизм работает, но Сизов считает, что сегодня вся процедура проводится на "ручном" управлении. По его мнению, концессию тормозит неосведомленность региональных чиновников об этом механизме и они опасаются использовать его в своей практике.
Кроме неосведомленности, у региональных чиновников есть еще одна причина не спешить использовать концессию или другие способы привлечения инвестиций. Чаще всего регионы просят дать гарантию надежности проекта или даже гарантировать возврат средств, а проектов, за которые можно ручаться, не так много. "Сегодня же мы сталкиваемся с неспособностью тех исполнителей, которые осваивают инвестиционные средства, предложить качественные проекты и гарантировать их исполнение. Выбор нужного проекта сегодня является самой большой проблемой инвестирования. Я согласен с тем, что готовые для инвестирования деньги сосредоточены в НПФ и страховых компаниях. Но для этих структур важно, чтобы риски были минимальны", - объясняет председатель Арбитражного третейского суда Москвы Алексей Кравцов.