В Воронеже показали комикс-версию платоновской "Шарманки"

Спектакль-читка по пьесе Андрея Платонова специально готовился к IV фестивалю, носящему имя писателя. По словам режиссера-постановщика Камиля Тукаева, сцена Воронежского ТЮЗа была выбрана не случайно: в 1990-х "Шарманка", поставленная Валерием Саркисовым, давалась именно на этих подмостках. Сегодняшняя "Шарманка" - это принципиально новая по форме выражения инсценировка, но некоторым образом связанная с первой постановкой - из нее были использованы музыка Вардана Ерицяна и костюмы.

Сценическую читку назвали комикс-версией пьесы Платонова. Происходящее на сцене сопровождали графические новеллы (комиксы), созданные воронежским художником-графиком Натальей Коньшиной. Около двадцати рисунков дополняли самые выразительные фрагменты трехактной пьесы. Кроме того, известный воронежский художник и скульптор Сергей Горшков изготовил реквизит и деревянные фигуры главных героев.

В пьесе как таковой мало действия, единственное, что происходит, это торговля с зарубежным профессором Стерветсеном, который хочет купить "душу энтузиаста" СССР для Западной Европы. В остальном - только разговоры, причем на классическом платоновском языке, с его невиданной лексикой и репликами. Но сюжет о катаклизме русской цивилизации, о романтическом безумии, о Западе, скупающем русский революционный энтузиазм, становится отличным поводом для художественного события и позволяет поддерживать интерес зрительской аудитории.

- Одна из основных задач - донести пьесу завораживающе, - сказал перед началом спектакля Камиль Тукаев. - Это событие, которое является частью общего стилистического действа, и я надеюсь, что мы попали в формат.

Исполняя задуманное, режиссер не только стилистически точно (с помощью графики и декораций) передал своеобразие эпохи, но и сумел предельно аккуратно отнестись к тексту. А текст, между тем, не оставит зрителя равнодушным, даже если его просто читать. Сиди и чувствуй - настаивает один из персонажей пьесы. Это и есть, пожалуй, главная задача зрителя.

Организаторы фестиваля выразили надежду, что у спектакля будет длинная жизнь. Возможно, он еще не раз пройдет на этой сцене. "Мы об этом мечтаем", - поделился задуманным его директор Михаил Бычков.