На сцене четыре стула и трибуна. К микрофону по очереди подходят рассказчики и повествуют нам о жизни и смерти двух пожилых пар. Актеры не играют, а просто рассказывают истории. Но делают это так умело, что завораживают зрителя и заставляют напрячь воображение и представить себе розовую полосу заката или плетеное кресло. На сцене воронежского Камерного театра среди актеров сегодня и сам автор пьесы. Иван Вырыпаев написал свои "Иллюзии" в 2010 году по заказу немецкого театра. У нее большая жизнь - многие российские и европейские театры брались за ее постановку. А три года назад пьеса превратилась в один из главных спектаклей театра "Практика".
А журналистам Вырыпаев рассказал о Воронеже, мате, театре, кино и далай-ламе.
О Воронеже и воронежцах
- Я в Воронеже уже третий раз. Это очень известный театральный город, во многом благодаря Михаилу Бычкову. Я с уважением отношусь к поступку Эдуарда Боякова, человека пассионарного, болеющего за развитие своей страны. Он приехал в Воронеж, чтобы заниматься развитием города, а не за деньгами и славой. Скоро к вам город приедет Лев Гордон. У него есть программа "Живые города". Лев был миллионером в Нью-Йорке, но все бросил и уехал развивать Ижевск. Я всегда снимаю шляпу перед такими людьми.
О законе "О русском языке"
- Некоторые мои произведения имеют нецензурную лексику. Закон о запрете мата - это печальное, антикультурное явление. Запрет языка - это очень сложная вещь, не имеющего никакого культурного начала. Если мы боремся за нравственность и мораль, то уже известно, что запретами ничего не добьешься. Нужно воспитывать, а не запрещать. Нецензурная лексика - часть нашего лексикона. Если уж запрещать, то запретить везде - в трамваях, в кафе - кроме искусства. В пьесе "Пьяные" Табаков попросил меня убрать мат, а когда я убрал, он сказал, что стало плохо. Я же не хулиган. Я использую мат, не чтобы оскорбить зрителя, а чтобы донести идею.
О театре "Практика"
- Театр - это способ нашего развития, площадка, где бы мы могли смотреть на себя и свою жизнь. Здесь мы все равны. Сейчас самое сильное место театра - это его менеджмент. Мы поняли, что это не просто коммерческая структура, но часть творчества. Мы не ставим пьесу, чтобы ее продать. Но понятно, если билеты не продаются, то значит, пьеса не востребована. Мы шутим, что превращаемся в детский театр, потому что у нас много хороших детских постановок. Наше кредо - это живой контакт. Мы делаем искусство ради искусства. У нас нет такой позиции - ты не понял, ты и дурак. Мы делаем для зрителя. У нас на премьеру приходят модные персоны, а потом приходит обычный зритель. Важно, чтобы спектакль был понят людьми, которые не имеют культурного бэкграунда.
О кино и Далай-ламе
- Несколько лет подряд у меня была идея снять фильм о том, как польская католическая монашка едет в Тибет. Фильм о диалоге цивилизаций - христианства и буддизма. Но это все как-то откладывалось. Вдруг в прошлом году министерство культуры выделило нам денег. Главную роль там играет художница Полина Гришина. Сюжет очень простой: монашка едет в католическую миссию в Тибет. Она проводит неделю в совершенно другом мире. Мне удалось добиться интервью с его святейшеством Далай-ламой для этого фильма. Он прочитал наш синопсис, согласился, я задал ему какие-то вопросы. Главный вопрос, который поднимается в фильме: как нам сегодня, сохраняя свою собственную веру и культуру, интегрироваться с общим процессом?