На вопрос: "Как же так?", мне ответили, что удовольствие слетать на футбол через океан уж больно дорогое - билеты туда и обратно, цены на отель в крупных городах, которые начинаются от 200 долларов за ночь, перелеты по стране тоже влетят в копеечку. Не будем забывать и про билеты на матчи - от 90 американских долларов за места на верхотуре.
Но уверяю вас: экономят на футболе не только хорваты. Скажем, в моем недешевом (а других гостиниц на время чемпионата здесь просто нет) отеле в центре Сан-Паулу еще 10 июня поселилась большая (человек 70-80) группа поклонников сборной Чили. Я был поражен, когда выяснилось, что на первый матч своей команды против Австралии в Куябу никто из них не поехал. Чилийцы, без особых эмоций, смотрели игру в баре отеля, пили воду без газа и явно вызывали раздражение у официантов. Дальше - больше. Оказалось, что поклонники Чили не поедут и на следующий матч против испанцев в Порту-Алегри, а посетят лишь встречу против голландцев - 23 июня! Вы спросите: а зачем сидеть две недели в отеле, когда за эти деньги можно было спокойно организовать выезд в другой город? Все оказалось довольно прозаично - гостиница после долгих переговоров дала чилийцам групповую скидку почти на 40 процентов от стоимости проживания, но с условием, что они не уедут раньше означенной даты. По секрету администратор отеля призналась мне, что таких групп по всей стране ожидается очень много и поэтому зияющие пустотами стадионы во время матчей группового турнира не должны вызывать удивления.
Болельщиков, которые приехали в страну футбола, равно как и журналистов, очень задело, что бразильские власти решили заработать на иностранцах по-максимуму и первым делом отказались от идеи бесплатного проезда в транспорте для людей с билетами или аккредитациями.
Хотя какое дело организаторам до приезжих - мы это "съели", ну а представители Оргкомитета уже после первых четырех дней турнира бодро рапортовали, что ожидают серьезную прибыль. По данным министерства туризма Бразилии, в дни турнира страну должны посетить около четырех миллионов любителей футбола со всего мира. Каждый из них оставит здесь не менее двух с половиной тысяч долларов. При том, что изначально эта цифра была в районе 1600 долларов! Всего же Оргкомитет планирует получить с фанатов прибыль в размере более трех миллиардов в американской валюте.
Даже если брать в Бразилию денег с запасом, то их может попросту не хватить. Маниакальное желание местных заработать "как в последний раз" привело к тому, что приезжие стоят в огромных очередях в дешевые закусочные, дабы отведать странного вида сосиску за 18 реалов (9 долларов) или выпить бутылочку прохладительного напитка (от 3 долларов за 0,3 л). А вот в больших и малых ресторанах, пиццериях звучит исключительно бразильский диалект португальского. Если вы говорите на любом другом наречии, поесть бюджетно у вас никак не получится - даже не старайтесь. Объяснение простое: цены в меню для чужих (на английском языке) в два, а то и три раза выше чем в "обычном", которое получить будет проблематично - официант еще при входе опознает в вас чужака и не оставит выбора. В итоге, если вы все-таки согласились быть обманутым, то тарелка куриного супа обойдется вам не в 10 реалов, а в 39. Про "второе" и говорить не приходится - цены на мясные и рыбные блюда начинаются от 59 реалов.
Ну кто из нас не мечтал иметь в коллекции футболку сборной Бразилии с легендарной "десяткой" на спине? Так вот в Бразилии есть понятие "майка на матч" или "майка надолго". Простую - "желто-зеленую" с клееным принтом на спине можно купить в любом пешеходном переходе. С иностранца за штуку возьмут 20 реалов, с местных - 10. Правда после первой же стирки вы ее выбросите - не забывайте, что это была майка на одну игру. Есть варианты подороже - за 50 реалов вам предложат качество иного уровня: футболка не будет линять и сохранит номер Пеле на спине год-полтора. Высший сорт для богатых - форма в официальных фан-шопах или люксовых магазинах. Здесь вы за свои кровные 120 долларов получите то, что искали, - и качество и цвета и даже вышитую эмблему "селесао" , хотя в той же Европе официальные майки во время крупных турниров никогда не стоили дороже 60 евро...
А вот за что хочется похвалить организаторов, так это за организацию работы с болельщиками перед и после матчей. На чемпионате мира 2002 года в Японии мне показали специальное табло для фанатов, на котором мигала точка, если идти шаг в шаг, то вы гарантированно не попадали в очередь. В Бразилии 12 лет спустя вместо электронных табло работают улыбчивые волонтеры.
За несколько километров от входа на стадион стоят молодые люди и девушки с мигающими лампочками на длинных палках и названиями секторов. Эти помощники фанатов распределяют толпу и, выстраивая людей в цепочку, ведут ко входу - в результате давки не бывает никогда, люди не стоят на месте даже при прохождении контроля. Выход с арены осуществляется также: людей при выходе с трибун строят в колонны и провожают.