Развитие логистики - одна из перспективных точек роста экономики Южного Урала. Выгодное географическое положение (область находится на перекрестке главных транспортных артерий Евроазиатского континента) позволяет максимально полно раскрыть потенциал региона: недаром именно здесь проходил Великий шелковый путь, был проложен первый на Урале участок Транссиба, теперь же Южный Урал призван стать связующим звеном между Россией и Китаем, обеспечив новый транспортный коридор.
В конце сентября прошлого года представители руководства Челябинской области и Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР заложили первый камень на месте строительства ТЛК. Напомним, масштабный инвестпроект был поддержан Деловым советом стран Шанхайской организации сотрудничества. К его реализации присоединился Казахстан: подписанное в Алматы трехстороннее соглашение обеспечило "зеленый коридор" при доставке грузов по казахской территории и ускоренную терминальную обработку контейнеров. В начале нынешнего года в Москве подписан договор о лизинговом финансировании строительства объектов недвижимости ТЛК между Государственной транспортной лизинговой компанией и компанией "Ресурс": первый транш уже поступил на Южный Урал. Отметим, что общая стоимость инвестпроекта - 6,8 миллиарда рублей, из них 1,7 миллиарда - лизинг техники и оборудования.
Сегодня в Увельском районе кипит строительство: на площади 180 гектаров появится зона современных распределительных складов премиум-класса общей площадью более 80 тысяч квадратных метров, пункт таможенного оформления грузов со складом временного хранения и железнодорожный контейнерный терминал.
- Это очень крупный инвестпроект государственного значения, создаваемый с нуля в чистом поле, - говорит председатель совета директоров компании-заказчика "Ресурс" Сергей Копьев. - На его реализацию уже направлено более 1,2 миллиарда рублей. Ежедневно ТЛК "Южноуральский" будет принимать и обрабатывать около 400 контейнеров из Поднебесной, общий объем грузооборота составит 2,5 миллиона тонн в год.
Третью часть площадей, определенных под строительство, займут предприятия, которым требуются комплектующие из-за рубежа. В основном это компании, занимающиеся сборкой легковых и грузовых автомобилей, производством бытовой техники. Также планируется размещение предприятий по переработке сельскохозпродукции и производству продуктов питания.
- В перспективе возможно развитие ТЛК до объема грузооборота в 4 миллиона тонн в год с расширением складских площадей до 400 тысяч квадратных метров, - рассказывает Сергей Копьев.
Проект имеет стратегическое значение для региона и России в целом. Его реализация позволит обеспечить сбалансированное и эффективное развитие транспортной инфраструктуры, существенно сократить сроки доставки грузов. Кроме того, строительство комплекса позволит создать в Челябинской области более двух тысяч дополнительных рабочих мест. Ведь речь идет не только о формировании транспортного коридора между Россией и Китаем, но и перспективе открытия на территории Южного Урала новых совместных производств, обмене инновационными решениями и об укреплении сотрудничества между двумя государствами в целом.
Елена Мурзина, министр экономического развития Челябинской области:
Товарооборот области с КНР в 2013 году достиг 563 миллионов долларов, при этом большую его часть - 543,3 миллиона - составляет импорт. А вот вопросы экспорта нашей продукции в Китай и через него в другие страны требуют детальной проработки и становятся особенно актуальными в связи с организацией нового транспортного коридора.
В структуре нашего экспорта в Китай доминируют продукция металлургии, органической и неорганической химии, продукты питания. Сегодня мы с китайскими коллегами прорабатываем ассортимент продукции южноуральских производителей, наиболее востребованной в КНР.