"Мобильное телевидение" - услуга, предоставляющая возможность владельцам сотовых телефонов или других мобильных устройств с подключением к сотовой телефонной сети смотреть телевизионные программы и трансляции, предлагаемые мобильными операторами в режиме онлайн.
Основными стандартами передачи данных на мобильные устройства сегодня являются эфирные стандарты и потоковый стандарт Streaming TV - передача ТВ сигнала через Интернет на мобильные устройства. Этот универсальный стандарт ограничивается только пропускной способностью сетей операторов. Прогнозируется, что в будущем приоритетным стандартом вещания станет Streaming TV, а основной схемой реализации контента - подписка.
Сейчас мобильное телевидение активно развивается во всех странах мира. Пока крупнейшими регионами развития мобильного ТВ являются Азия, США, Западная Европа. Эксперты прогнозируют увеличение числа пользователей мобильного ТВ по всему миру. К концу 2014 года объем рынка в натуральном выражении приблизится к 800 млн подписчиков против 271 млн в 2011 году. В стоимостном выражении рынок достигнет 15 млрд долл.
Российский рынок следует мировым тенденциям с учетом более позднего старта. Аналитики считают, что уже сейчас можно рассматривать мобильное ТВ как отдельный перспективный сегмент рынка телевидения в целом. Объем рынка мобильного ТВ в Росси в стоимостном выражении превысил 6 млрд рублей в 2012 году. Согласно прогнозам, по итогам 2014 года цифра может составить уже 16 млрд руб. Средний темп роста рынка в 2013-2014 году составит 63%. "Уже сегодня просмотр видео входит в топ-5 активностей россиян в сети. За последние годы мы видим явный рост потребления с мобильных устройств. За 2013 год около 25% всех просмотров контента уже совершались с планшетов и смартфонов и мы уверены, что рост продолжится. 38% просмотров совершается со SmartTV и 37% - с ПК", - рассказал директор по медиаисследованиям и стратегической аналитике онлайн-кинотеатра ivi.ru Дмитрий Пашутин.
Основными драйверами роста рынка мобильного ТВ служат рост проникновения смартфонов и планшетных ПК, развитие высокоскоростных сетей передачи данных по всему миру, а также рост конкуренции между основными участниками рынка, который приводит к снижению абонентской платы за мобильное ТВ и повышению качества контента. "Вместе с ростом проникновения смартфонов и планшетов и развитием сетей сотовой связи будет расти и потребление видеоконтента во всех форматах. Вперед этот рынок будут и дальше двигать устройства с большими экранами и модулями wi-fi, а также развитие сетей 4G и предложения сотовых операторов. Но процесс этот не завершится полным переходом на мобильное смотрение. Постепенно мир переходит в режим multiscreen, совмещающий ПК, мобильные и SmartTV", - отметил Дмитрий Пашутин.
Просмотр мобильного телевидения имеет и свои особенности. Экраны планшетов идеально подходят для потребления видеоконтента. Поскольку люди в основном смотрят ТФ через wi-fi, выбор контента мало отличается от ПК. Единственное отличие - большая доля анимации - дети с удовольствием смотрят мультики. Со смартфонами ситуация несколько иная - их используют, чтобы скоротать время в дороге или во время ожидания, поэтому востребованы музыкальные видеоклипы и короткие ТВ-программы.