Министерство намерено серьезно потеснить "теневиков", от которых страдает не только бюджет, но и доверие потребителей и готовится к массовой маркировке товаров легкой промышленности чипами-метками.
Первыми под "чипирование" подпадут натуральные меховые шубы - чтобы отследить путь изделия "от рождения" до прилавка. Исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Андрей Карпов сообщил "РГ", что меховщики сами инициировали участие в эксперименте.
"Понятно, что для производителей, например, ювелирных украшений чипы не уместны. Но для каждой отрасли будут предложены свои решения", - уточнил он. Меховой рынок в России, по данным АКОРТа, самый серый - 90 процентов норковых и других шуб ввозится в страну без уплаты таможенных платежей, с занижением таможенной стоимости.
Ко всему прочему производители, в первую очередь в Китае, научились имитировать натуральный дорогой мех. Покупателей заваливают подделками.
С помощью чипов планируется кодировать информацию о производителе и поставщике товара. А сведения затем считывать при помощи специальных устройств на таможне, проверок на складах или при продажах в магазинах.
"Таким образом мы получаем дополнительные рычаги контроля за товаром: на пересечении границы Таможенного союза, на месте продажи товара и в процессе его логистического маршрута", - подчеркивают в Минпромторге. Иными словами, будет создана система учета и контроля товарооборота, позволяющая регистрировать изделие, которое произведено на территории России или ввезено в страну.
Пока еще рано говорить о том, в чьем ведении будет новая база данных, или, другими словами, реестр. "К единой информационной системе будут подключены все уполномоченные органы - Федеральная таможенная служба, Роспотребнадзор, Федеральная налоговая служба, МВД, Минпромторг. При анализе на месте продажи контролирующий орган сможет через систему идентификации товара определить историю его происхождения и передвижения по стране. В том случае, если товар не будет отражаться в базе, он будет признан нелегальным", - поясняют в министерстве.
На вопрос, как будут выглядеть метки и не испортят ли товарный вид изделий, Андрей Карпов, в свою очередь, пояснил, что потребитель их даже не заметит, так как чипы на самом деле могут быть в виде нитей или одного небольшого простроченного шва - "секретные технологии" становятся все более изощренные.
Что касается иностранных производителей и поставщиков, то озадачить их внедрением чипов тоже не составит труда: большинство производителей на фабриках и заводах сегодня работают под заказ и потому готовы исполнять требования заказчиков .
"Хороший пример - контроль за оборотом алкогольной продукции в Единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС). Такую же систему прохождения товаров через единую информационную базу желательно создавать во всей рознице", - заключает Андрей Карпов.
Идея своеобразных "акцизных марок" для изделий легкой промышленности не нова. Но сейчас за ее воплощение взялись основательно. Причем не только в России , но и в Евразийской экономической комиссии. По словам министра по торговле ЕЭК Андрея Слепнева, есть серьезные опасения относительно увеличения объемов "серого" импорта, а из-за прозрачности внутренних границ эти процессы получают распространение по всему Таможенному союзу.
"Мы выходим из 90-х годов, из рынков-развалов и "черкизонов", - пояснил Слепнев. - И нам надо выстраивать полноценную систему, которая поможет наладить контроль за оборотом товаров, будет минимально обременительна для бизнеса и создаст условия для развития отечественных производств".
Многие эксперты между тем заговорили о том, что чипирование приведет к увеличению коррупции, поддельным чипам, теневой торговле и значительному увеличению цен, возможно, образуются пара фирм-монополистов, завозящих меха или обувь.
Но гендиректор Союза кожевников и обувщиков Александра Андрунакиевич настроена оптимистично. "В борьбе с контрафактом, подделками надо пробовать все способы", - говорит она. Но при этом напоминает о комплексе мер. И одна из таковых , по ее мнению, серьезная мера по уничтожению контрафактной продукции, а также ценовая и налоговая политика, направленная на пресечение необоснованной и спекулятивной прибыли.
"Несмотря на постановление правительства об уничтожении отдельных контрафактных видов одежды и обуви, в Росимуществе такой механизм так и не создан, - сетует гендиректор. - Мы послали запрос в министерство экономического развития, в Минпромторг, чтобы узнать, сколько, где и какая партия контрафактных товаров одежды или обуви из перечня правительства была бы ликвидирована. Год прошел, но нам такие факты не известны", - заключает Андрунакиевич.
Об инициативе минпромторга с чипированием продукции легкой промышленности "РГ" подробно рассказал заместитель министра промышленности и торговли Виктор Евтухов.
Виктор Леонидович, готовится к запуску пилотный проект, инициатором которого стали известные торговые компании, специализирующиеся на продаже меховых изделий. На этих товарах и будет обкатан механизм чипов и их идентификации. Какие еще товары на очереди?
Виктор Евтухов: В случае положительного эффекта будем расширять применение технологий в отношении обувной промышленности, а впоследствии других групп товаров. Предполагается, что эти механизмы будут внедряться на всей территории Таможенного союза.
Какие еще технологии в борьбе с контрафактом рассматривает министерство?
Виктор Евтухов: Среди них можно отметить двумерный штриховой код (код DataMatrix, QR-коды, PDF417). То есть средства радиочастотной идентификации - RFID-технология во всем многообразии существующих на сегодняшний день решений.
Преимуществом RFID является то, что при считывании информации не обязательна прямая видимость самой метки.
Решение о выборе технических механизмов будет принято на основании проводимой в настоящий момент экспертной работы. Кроме того, учтем результаты пилотного проекта. Мы не стремимся ограничить систему какой-то одной технологической платформой, прежде всего она должна быть гибкой и доступной, но при этом эффективной.
Внедрение системы подразумевает соблюдение каких-либо определенных принципов?
Виктор Евтухов: Во-первых, обязательность оснащения средствами маркировки всех товаров, ввезенных на территорию Единого экономического пространства или произведенных на его территории.
Во-вторых, сложность подделки маркировки. В-третьих, удобство и простота идентификации продукции и для контрольно-надзорных органов, и для граждан, потенциальных покупателей товаров. Они тоже смогут пользоваться базой данных легальных товаров.
Но подделки меток все-таки возможны?
Виктор Евтухов: Это достаточно сложная и затратная задача, поэтому на практике мы способны свести на нет такую возможность ввиду ее экономической нецелесообразности.
Станет ли введение специальной маркировки дополнительным бременем для легальных производителей? Во сколько это обойдется бизнесу?
Виктор Евтухов: Оценить итоговую цену введения маркировки на товары пока сложно, мы только в начале пути, но она, конечно, не должна создавать высокую добавленную стоимость.
Я считаю, что одна метка не должна превышать пяти рублей. А в идеале, при массовом внедрении, варьироваться от двух до трех рублей.
Кроме того, перед министерством стоит задача сформировать концепцию по борьбе с незаконным оборотом продукции на рынках, а также план последовательных мер по ее реализации. Мы не исключаем, что это потребует внесения изменений в нормативные правовые акты.
Министерство промышленности и торговли в ближайшее время планирует ограничить государственные закупки импортных товаров до 20 процентов от общего объема. Более того - 80 процентов товаров, закупаемых государством и государственными компаниями, должны стать отечественными. Это часть программы импортозамещения, сообщили российские средства массовой информации со ссылкой на первого заместителя министра Глеба Никитина.
Уже к 1 октября правительство должно создать перечень товаров, которые будут закупаться для государственных нужд преимущественно у российских производителей и компаний из других стран Таможенного союза.
Глеб Никитин сообщил, что министерство промышленности и торговли предлагает универсальный межотраслевой подход к вопросу импортозамещения. "Будет один акт правительства, куда мы постараемся включить как можно больше товарных позиций", - рассказал чиновник. Заместитель главы министерства при этом добавил, что полного запрета импортных закупок абсолютно не предполагается. Необходим российский аналог адекватного качества, при этом количество производителей для обеспечения конкуренции должно составлять не менее 2-3. В то же время детали механизма пока прорабатываются, полной ясности пока нет.
Как выяснилось, до сих пор поддержка российского производителя осуществлялась в основном за счет преференций. Сегодня же цена некоторых видов продукции из стран Таможенного союза может на 15 процентов превышать цену на иностранный аналог (лекарств, мяса, одежды и так далее), сообщают средства массовой информации со ссылкой на эксперта. Запрет на закупки некоторых импортных товаров действует пока только в государственном оборонном заказе, занимающемся закупками, в остальных случаях это запрещал сам закон о госзакупках. А сменивший его с 2014 года закон о федеральной контрактной системе это позволяет, отмечает эксперт.
Несмотря ни на что, в отдельных отраслях промышленности заместить импортную продукцию будет крайне сложно, соглашаются чиновники. Так, например, российский рынок лекарств состоит из импортных товаров на 60-90 процентов. Больше половины рынка импорт занимает в секторах производственного оборудования, офисной и вычислительной техники, одежды.
При этом многие отрасли представлены зарубежными товарами почти наполовину - адекватной отечественной замены просто нет.
По данным портала госзакупок, в 2013 году госзаказчики разместили извещения о закупках на 6,4 триллиона рублей, госкомпании - почти на 14 триллионов рублей.
Напомним, что, выступая ранее на пленарном заседании Петербургского экономического форума, президент Владимир Путин заявил, что Россия к осени 2014 года выработает свою стратегию в области импортозамещения. Позже президент поручил правительству к 1 сентября определить перечень товаров, закупка которых будет осуществляться исключительно или преимущественно у производителей стран Таможенного союза.