Также важным событием стало утверждение "Дорожной карты" "Совершенствование таможенного администрирования", главная цель которой - создание условий для улучшения инвестиционного климата в стране, упрощение порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу ТС при их ввозе или вывозе из РФ. Внесение изменений в 2013 году в Дорожную карту, корректировки ее мероприятий и сроков исполнения позволило России по таможенным вопросам в 2014 году подняться на 5 показателей в рейтинге Doing Business. Хотя не все мероприятия "карты" фактически остаются выполненными.
Сегодня можно констатировать, что Таможенный союз успешно развивается. Увеличивается объем взаимной торговли, а упрощение процедур таможенного контроля и оформления является залогом ускорения пересечения товаропотоков границ ТС с третьими странами. Сегодня единственным сдерживающим фактором развития ТС является сохранение принципа резиденства, которое не оставляет возможности для конкуренции таможенного администрирования стран-участниц. Устранение этого принципа будет способствовать созданию необходимых предпосылок для полноценного перехода к следующей стадии интеграции России, Белоруссии и Казахстана - Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС) с января следующего года.
Европейский бизнес позитивно оценивает шаги, направленные на улучшение делового климата РФ и практики работы таможни. Но в то же время у нас есть ряд замечаний и предложений по дальнейшему совершенствованию таможенного законодательства в России.
Прошло почти два года с момента присоединения России к Всемирной торговой организации. С практической точки зрения в области таможенно-тарифного регулирования для бизнеса самым существенным результатом этого шага стало понижение ставок ввозных таможенных пошлин. Вместе с тем остается проблематичным практическое применение норм ВТО. В частности, пока не наметилось положительных тенденций в отношении подходов к контролю таможенной стоимости, которые не соответствуют формальным нормам ВТО, о чем европейский бизнес уже неоднократно заявлял. К сожалению, действующие ставки таможенных пошлин по ряду позиций не позволяют реализовать запланированные инвестиционные программы по строительству новых производств, локализации выпуска компонентов в области тяжелого машиностроения и энергетики, которые бы могли бы конкурировать с импортерами аналогичной продукции.
Также не способствовала улучшению работы таможенных органов передача полномочий по принятию предварительных решений о классификации товаров региональным таможенным управлениям. Наоборот, увеличилось количество случаев необоснованных отказов или задержек в принятии решений о классификации, в том числе в связи с запросами документов и сведений, которые не влияют на классификацию товаров.
Еще следует отметить расширение практики применения защитных и антидемпинговых мер, которые порой не соответствуют нормам и практике ВТО. Например, механизм применения утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств также представляется спорным, несмотря на применение его с начала этого года и в отношении внутренних производителей.
Ведущие европейские компании ожидают больше доверия со стороны контролирующих органов. Ответственность участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) за технические или методологические ошибки должна ограничиваться минимальным размером штрафа в соответствии с нормами Киотской Конвенции. Соответствующие предложения по внесению изменений в статью 16.2 Кодекса об административных правонарушениях были подготовлены и направлены АЕБ в адрес Федеральной таможенной службы еще в июне 2013 года. Мы также охотно готовы поделиться практикой стран Европейского союза по этому вопросу.
Мы надеемся на скорейшее совершенствование института уполномоченного экономического оператора, поскольку этот институт является одной из наиболее перспективных новаций при создании таможенного законодательства ТС и разработке Закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации". Этот институт, как известно, широко распространен в ЕС.
Также компании - члены нашей ассоциации обеспокоены проблемной ситуацией, связанной с применением Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (1975 г.) в России и ее регулировании на уровне ТС, который мы называем кризисом МДП. С точки зрения европейского бизнеса, а также европейских институтов и организаций, требование о предоставлении дополнительных национальных гарантий для обеспечения соблюдения мер таможенного транзита противоречит положениям Таможенного кодекса ТС. Основываясь на положениях Конвенции МДП, компании - члены АЕБ считают целесообразным сохранить действующий порядок использования книжек МДП. Вместе с тем европейский бизнес всячески приветствует развитие альтернативных методов предоставления обеспечения, но при условии сохранения действующих эффективных механизмов и без какой-либо дискриминации отдельных участников рынка.
И в то же время нельзя не отметить положительные шаги ФТС России по снижению степени контроля грузов добросовестных участников ВЭД, в отношении которых принято решение об определении степени выборочности применения мер по минимизации рисков. И мы рады, что российская таможня прилагает большие усилия для создания комфортных условий для добросовестных участников ВЭД.