Шесть лучших фильмов 36-го Московского кинофестиваля

19 июня открывается 36-й Московский кинофестиваль. За девять дней будет показано более двухсот фильмов, не считая обширной программы российских новинок.

Конкурсные картины, понятно, никто не видел, кроме отборщиков. Как заверяют, конкурс будет интереснее прошлых, - поверим и посмотрим. По составу стран-участниц и режиссерским именам видно, что мировое кино на наш фестиваль не рвется - зато всегда есть место открытиям. А пока отмечу некоторые знакомые мне фильмы из побочных программ - их, по-моему, не стоит пропускать.

КРАСНАЯ АРМИЯ. 19 июня, 19.00; 22 июня, 16.30. Первый случай, когда ММКФ открывается документальной картиной. Ее режиссер Гейб Польски, американец российского происхождения, пытается разгадать тайну советской системы, способной породить команду века - ЦСКА. Он видит ее решающее достоинство в ощущении единого коллектива, сплоченного общей идеей. Фильм с талантом и юмором, небанальную хоккейную хронику и специально снятые кадры комментируют Владимир Познер и Вячеслав Фетисов. Премьера в Канне стала демонстрацией любви к легенде русского спорта: присутствовавшего на ней Фетисова встретили овацией.

ТИМБУКТУ. 24 июня, 21.30; 29 июня, 17.00. Фильм Аберрахмана Сиссако, одного из немногих африканских режиссеров с мировой известностью. Он учился в нашем ВГИКе, и в картине чувствуется школа старого советского кино с его фирменной пластической выразительностью. Затерянный в песках город затравлен религиозными фанатиками. Запрещено все, от курения и футбола до музыки и пения; женщины должны быть замотаны в тряпки, дабы не соблазнять правоверных. А правоверных распирает похоть... Попытки задавить в человеке все человеческое типичны для многих тоталитарных обществ - фильм универсально актуален.

ДВА ДНЯ, ОДНА НОЧЬ. 26 июня, 22.30. Эта социальная драма братьев Дарденн в Канне считалась главным претендентом на Золотую пальмовую ветвь, была фаворитом критики и не получила наград, вероятно, только потому, что бельгийские режиссеры уже дважды увозили домой Золото. И фильм хорош, и абсолютно гениальна Марион Котийяр, сыгравшая самую аскетичную, лучшую свою роль. Контора жертвует сотрудницей, чтобы поднять доходы оставшихся. Черный шар выпал Сандре, и теперь она пытается уговорить коллег найти другое решение. Выбор между гуманизмом и личным благополучием оказывается душераздирающим.

КРЕСТНЫЙ ПУТЬ. 20 июня, 19.00; 27 июня, 22.00. Еще одно мощное антирелигиозное высказывание - на этот раз немецкого режиссера Дитриха Брюггермана. Жесткое и художественно радикальное: композиции фронтальны и статичны, камера неподвижна, один кадр равен главе. Глав 14, их названия повторяют путь Христа на крест. История добровольной смерти 14-летней Марии, выросшей в религиозной семье. Мир для нее - поле битвы Бога и Дьявола, поддаваться соблазнам - грех. Нельзя баловать плоть, вкусно есть, развлекаться, слушать сатанинскую музыку - Бог требует жертв. Мать отсекает ее от сверстников, запрещает встречаться с одноклассником. Девочка перестает есть и отказывается от лекарств, ибо болезни посланы Богом в наказание за грехи. Доведя до логического конца изреченные священником благоглупости, авторы приводят нас к трагическому финалу, когда и мать, и всадивший в нее эти максимы поп у постели умирающей выглядят ее убийцами. Спартански аранжированный фильм не отпускает ни на минуту: в нем смертельная схватка добра и зла, только злом выступает религиозное сознание - оно нетерпимо к живым проявлениям и, стало быть, к самой жизни.

ФЕДЕРИКО - ЧТО ЗА СТРАННОЕ ИМЯ. 20 июня, 17.30 - "Октябрь"; 21 июня, 13.00 - Центр документального кино. Этторе Скола в игровой картине отдает дань памяти о своей юношеской дружбе с другим классиком - Федерико Феллини. Об их встрече в редакции юмористического журнала "Марк Аврелий". А главное, о художественном мире, который принес с собой гений кинематографа. Этот мир дан в такой концентрации, что кадры прощания с мастером исторгают в зале слезы: с ним, кажется, ушел и сам кинематограф. Подчеркнуть духовное родство с Феллини так важно для Сколы, что обе роли он поручает братьям - Томмазо и Джакомо Лазотти. Как и у Феллини, факты перемешены с фантазиями, парадоксальными и причудливыми, но иногда - грубовато безвкусными.

ДИТЯ ГОСПОДНЕ. 21 июня, 22.00; 22 июня, 22.15. Режиссерский опыт Джеймса Франко, кино одного актера - Скотта Хэйза, по истории киллера 50-х Гейна. Волею судеб и беззакония Лестер Баллард лишился дома, родных, гражданских прав, источников к существованию, и оказался один в человеческой пустыне, ставшей его злейшим врагом. И начинается путь распада, свидетелями которого мы становимся. Натурализм достигает невиданных пределов, и для просмотра картины нужна серьезная фестивальная закалка. Зрелище деградации отброшенного обществом человека аранжировано как высокая трагедия. Все это режиссер стилизует под старый добрый вестерн с соответствующей музыкой.

Кроме того, ММКФ, возможно, покажет новую работу неутомимого экспериментатора Жан-Люка Годара "Прощай, язык", снятую в 3D, и почти музыкальную драму "Зал Джимми", неожиданную для британского социального обличителя Кена Лоуча. Как всегда, особенно драматичной предполагается афиша документалистики "Свободная мысль". Не будет дефицита и в скандальном кино - объявлены главный каннский шок - фильм Абеля Феррары "Добро пожаловать в Нью-Йорк", и главный шок Венеции - "Геронтофилия" Брюса Лабрюса.

По последним данным, главный российский фильм года - "Левиафан" Андрея Звягинцева, получивший в Канне приз за лучший сценарий, на ММКФ показан не будет. Прокат "Левиафана" в России начнется в сентябре.

Кино России в основном конкурсе представляют драма Владимира Тумаева "Белый ягель" из жизни ненцев и  новинка от Валерии Гай Германики "Да и да". Всего здесь 16 фильмов, международное жюри возглавляет Глеб Панфилов. В конкурсе документального кино от России - фильм Светланы Стрельниковой "Кардиополитика" о пермском кардиохирурге Сергее Суханове. Жюри под председательством британского режиссера Шона МакАллистера предстоит выбрать лауреата "Серебряного святого Георгия" из восьми претендентов. Закроется фестиваль 28 июня мировой премьерой голливудского блокбастера "Планета обезьян. Революция" Мэтта Ривза. Церемонии открытия и закрытия ММКФ пройдут, как всегда, в киноконцертном зале на Пушкинской. Главной площадкой вновь станет мультиплекс "Октябрь" на Новом Арбате, российские программы покажут в залах Дома кино на Васильевской. События фестиваля обещает подробно освещать недавно открывшийся телеканал Союза кинематографистов в Интернете.