Белорусские полярники решают "квартирный" вопрос при содействии россиян

Сегодня пристальное внимание многих стран приковано к шестому континенту. Участвуют в полярных исследованиях и белорусские ученые - с 2006 года при поддержке Российской антарктической экспедиции они регулярно отправляются на Южный полюс. А в ближайшие годы Беларусь обзаведется собственной станцией в Антарктиде, также при содействии России.

По словам заместителя начальника Республиканского центра полярных исследований НАН Беларуси, начальника Белорусской антарктической экспедиции Алексея Гайдашова, речь идет о возобновлении отечественного опыта полярных исследований:

- Во времена Советского Союза белорусские специалисты ежегодно принимали участие в антарктических экспедициях, которые на постоянной основе велись с 1956 года. С тех пор более ста наших соотечественников побывали на Южном полюсе. И вот настало время самостоятельных антарктических экспедиций - сейчас они формируются под эгидой Национальной академии наук.

Один из ключевых вопросов такой экспедиции, как и на Большой земле, - "квартирный". Полярные условия суровы - всепроникающий холод, пурга и метели, многометровые торосы. Вот и полотнище белорусского флага, побывавшего в Антарктиде и висящего теперь на стене кабинета Алексея Гайдашова, буквально изорвано штормовым ветром, порывы которого достигают там до 70 метров в секунду, а то и больше!

С жильем белорусских полярников до сих пор выручали россияне. Участникам не так давно завершившейся экспедиции были предоставлены вполне комфортные условия на российской станции "Прогресс". А до этого белорусам безвозмездно выделяли во временное пользование бывшую полевую советскую базу "Гора Вечерняя", когда-то создававшуюся для обслуживания снежно-ледового аэродрома. Для ее обустройства пришлось и самим сделать немало, ведь база долгое время не использовалась. Но ресурс старой базы исчерпан, и в прошлом году было решено строить абсолютно новую, первую белорусскую полярную станцию. А российская сторона подтвердила свою готовность оказывать всяческое содействие в рамках межправительственного соглашения о сотрудничестве в Антарктике.

Дом белорусских полярников будет собираться из сделанных на Большой земле модулей. Это один из наиболее популярных и экономичных сегодня вариантов, который используется исследователями Антарктиды. А разместится станция недалеко от Горы Вечерней. Место выбрано продуваемое ветрами, чтобы не образовывались снежные заносы, и поближе к непромерзающему пресноводному озеру.

Кстати, заказы на модули полярного дома будут размещаться на белорусских предприятиях. И требования к их качеству, пожалуй, как к модулям космической станции. Они должны отвечать строгим параметрам: выдерживать экстремальные природные условия, иметь длительное автономное жизнеобеспечение, все предусмотренное оборудование и предметы обихода должны быть размещены на ограниченном пространстве. Проект станции также разработали белорусские специалисты.

Технически это выглядит так. Модули строятся вокруг жестких металлических каркасов, которые дополняются рассчитанной на очень низкие температуры и ураганные ветры теплоизолирующей обшивкой. Каждая "секция" оснащена системой климат-контроля, автоматически подстраивающейся под погоду "за бортом", системами водоснабжения и сбора сточных вод, а также спутниковой и радиосвязью, которые позволят отказаться от трудоемкой прокладки кабелей между сооружениями. Вдобавок каждый модуль оборудован системой автономного энергообеспечения - в штатном режиме он работает от основного, общего дизель-генератора, но в экстренной ситуации переходит в автономный режим. Это позволит полярникам при поломке генератора дождаться помощи.

"Начинка" у модулей разная. Скажем, в служебно-жилом разместятся спальные места, санузел, мини-кухня, рабочее место с компьютером, в лабораторно-жилом - спальное место, необходимое научное оборудование и приборы. Неизменным остается одно - ограниченное пространство. Размер модулей регламентирован габаритами стандартного морского контейнера, ведь доставляться к Антарктиде они будут на судах. Предельный вес устанавливается исходя из грузоподъемности российского вертолета Ка-32, именно он будет перевозить "блоки" станции с борта корабля на берег ледового континента.

Проектировщики решили остановиться на максимальном весе модуля около 4,5 тонны - так сказать, с запасом.

Строиться модули будут на одном из белорусских предприятий, имеющих в этом опыт. Тендер объявят в ближайшее время, а пока документация белорусской полярной станции проходит все этапы согласования, в том числе в различных международных организациях. Исследование Южной полярной области регламентируется Договором об Антарктике, под которым подписались уже 51 страна. Он строго ограничивает любую хозяйственную деятельность на шестом континенте, требуя ее согласования. В мае на рассмотрение государств - участников договора НАН Беларуси уже представила всеобъемлющий 180-страничный проект оценки воздействия будущей полярной станции на окружающую среду Антарктики.

Поступили некоторые замечания, сейчас они устраняются. Ожидается, что в ближайшие месяцы проект будет доработан, и через 60 дней - стандартное время ожидания - после рассмотрения окончательного варианта Беларусь официально сможет приступить к строительству.

Пока Алексей Гайдашов не может ручаться, что в этом году к Антарктиде отправится первый модуль. Но если по каким-либо чрезвычайно веским причинам первые "блоки" и не будут готовы к отплытию в начале ноября корабля с российской экспедицией, то на нем могут быть отправлены специальные платформы для установки модулей. Благодаря простоте конструкции станции, по сути, единственное, что останется сделать полярникам на месте, - это закрепить к скалам платформы, доставленные с корабля российским вертолетом, а затем подключить кабельные линии.