Между тем реальный снос угрожает домам обычных дачников в Радонеже, а также строящимся малобюджетным квартирам в Сергиевом Посаде. Мы попытались разобраться, кто и как устанавливает охранные зоны.
После обсуждавшегося в течение нескольких лет приказа об охранных зонах Троице-Сергиевой лавры ГУП МО "НИиПИ градостроительства" на бюджетные деньги разработал соответствующее предложение, но со стороны профильных ведомств был выложен для обсуждения на официальном сайте совершенно другой проект. Его поддержали представители департамента контроля, надзора и лицензирования в сфере культурного наследия Минкультуры России Владимир Цветнов и Ирина Савина. Но, как считает ряд экспертов, в том числе признанные специалисты в этой области, представленный проект не выдерживает критики. Может быть, именно поэтому те, кто продвигает новый проект, старались избежать дискуссии, удерживая его в кулуарах родного ведомства?
При этом их не смущает то обстоятельство, что представленный ими для общественного обсуждения проект зон охраны ансамбля Троице-Сергиевой лавры является абсурдным с юридической точки зрения и не соответствует даже очевидным требованиям закона. Судите сами. Предложенная для обсуждения редакция проекта на стадии разработки не обсуждалась ни с одной из заинтересованных сторон - ни с муниципальными властями, ни с Советом депутатов Сергиева Посада, ни с руководством Лавры, ни с землепользователями. Обсуждалась и получила положительные отзывы другая редакция (проект НИиПИ 2013 года), а новая "версия" подменяет собой предварительно согласованный проект.
Новый проект игнорирует фактически сложившуюся на сегодня ситуацию по землепользователям, не соответствует актуальным кадастровым данным и возвращает ситуацию к редакции 2009 года, которую три года назад не удалось утвердить скандально известным приказом Росохранкультуры от 22.04.2011 за N 262, признанным по результатам экспертизы Минюста России в апреле 2014 года не вступившим в законную силу. Представленный проект не соответствует разработанным муниципальными властями документам территориального планирования (проекту Генплана и ПЗЗ), тем самым препятствуя их скорейшему утверждению в соответствии с поручением президента РФ от 20.08.2012 N Пр-2217. Данная редакция создает правовую неопределенность по уже ведущемуся в Сергиевом Посаде жилищному строительству, которое было начато более года назад на основании законно выданных разрешений. Согласно предлагаемому проекту зон охраны оно должно быть прекращено. Это ведет к юридическим спорам с застройщиками, которые непременно обжалуют приказ в судебном порядке. В этом случае на несколько лет остановится как действие самого приказа об охране памятника, так и утверждение документов территориального планирования.
Эксперты считают новый проект опасным, поскольку он создает предпосылки для возникновения социальной напряженности. Он нарушает законные (зарегистрированные государством) права сотен участников долевого строительства, оформивших свои права на новое жилье в полном соответствии с федеральным законом от N 214-ФЗ.
Утверждение предлагаемого нормативного правового акта создаст помехи в подготовке к празднованию 700-летия преподобного Сергия Радонежского в части организации размещения паломников. Эти задачи в значительной мере возложены на городских застройщиков, которые в случае остановки строительства просто не смогут выполнить взятые на себя обязательства по целевой благотворительности. Еще два года назад Рабочая группа при президенте России по подготовке к празднованию приняла решение избегать принятия радикальных решений в градостроительной сфере, могущих помешать подготовить город к приему гостей. А согласно Плану мероприятий по дальнейшей реализации исполнения поручения президента РФ от 20 августа 2012 года N Пр-2217, согласованного в марте 2014 года руководством Минкультуры России и министерства регионального развития, разработка зон охраны Троице-Сергиевой лавры должна быть завершена только к 2015 году.
Ряд земельных участков, предоставленных государством для осуществления дачного строительства, попал в так называемую зону охраняемого природного ландшафта с режимом, полностью запрещающим всякое строительство. Согласно закону, запрет строительства может быть обоснован задачей сохранения и восстановления композиционной связи природного ландшафта с объектом культурного наследия. Однако на земельных участках, попавших в зону охраняемого ландшафта, сам природный ландшафт попросту отсутствует ввиду значительных техногенных преобразований и изменения всех природных компонентов, приведших уже в начале 70-х годов ХХ века к формированию антропогенного ландшафта. К примеру, произведены засыпка овражно-балочной сети, резкое сокращение долины реки Воднюги.
Видимо, стоит срочно потребовать направить проект на дополнительную юридическую экспертизу для оценки его регулирующего воздействия и правовых последствий.