Долги за услуги ЖКХ будут заносить в бюро кредитных историй

Госдума приняла в третьем чтении законопроект, совершенствующий формирование бюро кредитных историй (БКИ). Теперь в них будет направляться информация о задолженности заемщиков по услугам ЖКХ и связи, а также по алиментам. На погашение долгов заемщику дадут 10 дней: если в течение этого срока платежи не будут внесены, информация о задолженности поступит в бюро. Также кредитные истории дополнят сведениями о полной стоимости кредита, залоге, поручителе и поручительствах.

Информацию в БКИ теперь будут обязаны передавать не только банки, но и микрофинансовые организации (МФО) и кредитные кооперативы. За непредставление или несвоевременное представление сведений в бюро вводится административная ответственность. Для должностных лиц штрафы составят от 2 до 5 тыс. руб., для юридических лиц - от 30 до 50 тыс. руб. При этом согласие субъекта кредитной истории на представление информации о нем в бюро больше получать не нужно.

"Предлагаемые изменения нужны, однако вызывает озабоченность то, что теперь, с одной стороны, на предоставление информации не требуется согласие заемщика, а с другой - никакой ответственности бюро в связи с возможной утечкой информации о заемщиках не предусмотрено. При этом о штрафах за непредставление информации не забыли. Было бы целесообразным предусмотреть ответственность БКИ за утечку данных о заемщиках вплоть до отзыва лицензии", - считает гендиректор ВТБ регистратор Константин Петров.

По его словам, особенно непросто будет исполнить требования закона МФО. С одной стороны, они заинтересованы в реализации нововведений, с другой - это станет дополнительной нагрузкой на их бюджет, так как им придется внедрить достаточно дорогое IT-решение, чтобы избежать временной задержки при обработке и предоставлении информации. "Для внедрения нововведений должно быть выделено достаточно времени и разработаны эффективные дополнительные требования к системе получения, обработки и хранения информации", - заключил Петров.

Эксперты также обращают внимание на то, что информация по долгам за услуги связи и ЖКХ не всегда адекватно отражает платежное поведение заемщика, поскольку задолженность может быть спорной. Несправедливо начислить ее может управляющая компания, и суды по оспариванию таких долгов могут длиться годами и не всегда решаться в пользу истца. Кроме того, информация из БКИ не всегда в полной мере отражает и финансовое положение заемщика - она может показать, что у него нет действующих кредитов, но не покажет, какая еще нагрузка "висит" на человеке (например, плата за съем квартиры, поддержка родственников и т.д.).