Ирина Богушевская: Петь с оркестром - круче, чем купаться в шампанском

Непредсказуемая и артистичная певица, тактично соединяющая в своем творчестве рок, кабаре и традиции Александра Вертинского, представила программу в сопровождении симфонического оркестра под управлением Феликса Арановского в Концертном зале Чайковского. Ирина Богушевская ответила на вопросы обозревателя "РГ".

Вы пели под рояль, играли с группой, теперь спели с симфоническим оркестром. Не скучновато будет теперь выступать 28 июня в "Б2" только в сопровождении собственного ансамбля?

Ирина Богушевская: Музыкальный клуб и Концертный зал имени Чайковского - просто разные виды спорта. В клубном сете мы ввосьмером жжем и импровизируем, общаемся с залом, подкалываем друг друга. И совсем другое дело - такая сцена, как зал Чайковского... Да, на оркестровых репетициях тоже было много забавного - нельзя ведь по четыре часа подряд репетировать, как роботы?! Но на академическую сцену такой юмор не выносят: в зале имени Чайковского другие законы, иная магия...

Многие рокеры и рэпперы стараются теперь выступить с симфоническим оркестром. Чего в этом больше: подспудной любви к классической музыке или желания расширить аудиторию?

Ирина Богушевская: Оркестр - это абсолютная роскошь, только он дает музыке полное и совершенное звучание, проявляет все богатство нюансов и интонаций. Все, что было набросано карандашом, оркестр пишет маслом - со всем разнообразием оттенков, со всей страстью, со всей мощью! Честно, петь с оркестром - это круче, чем купаться в шампанском. Если вы во всем совпадаете, если музыканты тебя чувствуют, если ты слышишь каждого из них - все, это ощущение абсолютного восторга.

Качественная эстрада - это то, на чем я выросла

Вы записывались с "Би-2" в рок-проекте "Нечетный воин", пели на пару с Александром Ф. Скряром песни Александра Вертинского... Кажется, некоторые песни вы пишете с тайным расчетом на то, чтобы хоть немного романтизировать повседневность?

Ирина Богушевская: Спасибо, отличный вопрос! Если говорить о творчестве как сумме влияний, то качественная эстрада - это то, на чем я выросла. Я имею в виду не только Утесова и Пугачеву, но и Фрэнка Синатру, Эдит Пиаф, многих джазовых артистов, да и великие сладкозвучные оркестры прошлого. Кабаре - да, конечно, это тоже моя огромная любовь; множество моих песен написано под влиянием фильмов Боба Фосса, и я этого нисколько не стыжусь. Но фишка в том, что, когда я пишу, я ничего не анализирую и не контролирую, даже если вдруг и захотела бы.

Принято считать, что на ваши концерты еще с 90-х ходит интеллигентная публика.

Ирина Богушевская: Да, на моих концертах действительно много высоколобой публики: так сложилось с тех пор, когда я сама училась на философском факультете МГУ и параллельно играла в Студенческом театре. Потом эту историю поддержало мое появление в эфирах "Что? Где? Когда?" - потому что там я впервые предъявила себя стране в окружении знатоков элитарного клуба - людей в смокингах, зарабатывающих своим интеллектом... А что до того, что "горжусь", представьте: ярлык "музыка для умников" автоматически выкидывал мои песни из ротаций FM-радиостанций. И мне много раз говорили сакраментальную фразу "будь проще". Хотя, поверьте на слово, никаких головоломок в моей музыке нет. Ну по крайней мере до выступлений с симфоническим оркестром не было...