Сергей Паршин, народный артист России:
Хитрые матерные идиомы являются неотъемлемой частью русского языка, помогая гражданам подкрепить силу эмоций, четче высказать просьбу или требование. Известно, что и у Пушкина, и у Лермонтова, и у Маяковского есть стихи, состоящие из крепких словец. Некоторые люди имеют потрясающие способности сквернословить, порой даже завистно становится: "Это ж надо, так его и так, как нецензурно, но красиво вывернул!" Впрочем, все хорошо в меру и от матерящейся на улице молодежи меня коробит все чаще. Что же касается литературы, кино и особенно любимого мной театра, я поддерживаю запрет на использование мата, описываемый "РГ". Современные драматурги нередко включают в свои работы всякую похабщину, ибо они "так видят" и это "авангардно". По мне - таким людям стоит поучиться у классиков, которые разделяли сквернословие и художественную литературу, либо навсегда покинуть искусство. Человек из театра должен выходить просветленным, умиротворенным, задумавшимся. Зачем ему на сцене слышать мерзости?
Я вырос в шахтерском городе, где проживал соответствующий контингент. Любой, кто варился в подобном соку знает, как изъясняется большинство рабочих людей; матом ругались и ругались много, причем такими выражениями, что диву даешься, как на них фантазии-то хватало. Порой в какой-нибудь компании старшие ребята могли ругнуться, чтобы показать свой статус. Но попробуй сделать это на улице! В лучшем случае - общественное порицание, а можно было и на 15 суток угодить. Кроме того, люди много читали, а частое использование мата - прямое следствие скудного словарного запаса.
Война с вредными привычками ведется лишь на телевидении, в то время как у современных детей есть более влиятельный товарищ - Интернет. Его ограничивать не могут, а возможно, не хотят, и, пока врага вяло давят на левом фланге, он стремительно наступает на правом.