- Предприниматели, занятые туристическим бизнесом, интересуются, как долго еще продлится ежегодный сбор в 100 тысяч рублей с турагентств, в чем специфика такого взноса?
- "Турпомощь", которая аккумулирует эти сборы, была создана решением правительства РФ. Цель этой организации - в случае возникновения ситуации с банкротством туроператоров и нахождением наших граждан за рубежом, сформировать фонд, который бы позволил решить задачу перемещения наших граждан обратно на Родину. На сегодня в фонд внесено порядка 360 млн рублей. В случае если операторы не продлевают свое членство в "Турпомощи" и не делают ежегодный взнос, согласно закону, Ростуризм таких операторов исключает из Единого федерального реестра туроператоров. На наш взгляд, порядок очень правильный.
- "Турпомощь" уже помогала кому-то?
- Слава богу, никаких крупных банкротств не происходило. Поэтому фонд ни разу не использовался. Но собранные деньги не лежат мертвым грузом, а размещены на депозитах. Ими занимается управляющая компания, она получает доходы от вложения этих денежных средств, передает их на капитализацию. Размещены деньги в очень крупных государственных банках. При необходимости, согласно договору, средства будут оперативно, в течение 24 часов направлены на немедленную помощь оказавшимся в неприятной ситуации туристам.
- В июне Ростуризм исключил 368 туроператоров из федерального реестра, в том числе по той причине, что некоторые из них не были готовы внести средства в фонд "Турпомощи". Ожидаются ли подобные исключения в ближайшем будущем?
- Действительно, мы их исключили в связи с тем, что они, к сожалению, не выполнили свои обязательства перед ассоциацией "Турпомощь". Но как только они эти обязательства выполнят, то опять будут включены в единый федеральный реестр. Многие забыли сделать взносы, некоторые подумали, что если они один раз когда-то заплатили, то больше платить не нужно. Мы призываем уважаемых коллег серьезнее относиться к выполнению требований отечественного законодательства.
- Предприниматели часто посещают регионы России с деловыми целями. И у них остается полдня, день, чтобы изучить город, осмотреть достопримечательности. Для этого они вынуждены перелопатить огромное количество сайтов, потому что нужную информацию найти трудно.
Не проще ли Ростуризму на своем портале сделать разделы по городам, объединить все на одной платформе, чтобы поиск информации был централизованным и качественным, и тем самым распиарить сайт Ростуризма?
- Это одна из самых основных для нас задач. Мы, конечно же, хотим совместить все туристские ресурсы, сделать поиск информации доступным, понятным, быстрым, качественным. При этом мы считали бы необходимым совместить единый портал еще и с системами бронирования, покупки билетов в различные культурные учреждения, возможности прокладки маршрутов и т. д. Такой портал видится нам многоязычным, он должен быть ориентирован не только на жителей нашей страны, но и на иностранных туристов.
- Что мешает притоку инвестиций в отрасль?
- На мой взгляд, есть большой потенциал тех, кто желает проинвестировать туротрасль. Я вижу проблему в том, что отсутствует по сути дела качественное инвестиционное предложение, которое еще было бы структурировано в соответствии с мировыми стандартами. Будем эту работу строить на базе Ростуризма. Развитие туризма - это, конечно же, задача не бюджетного финансирования. Я убежден, что у нас колоссальные туристские возможности, и деньги мы должны привлекать исключительно внебюджетные. Задача государства - создать условия, инфраструктуру. А все остальное должно делаться за счет частных инвестиций. Основная проблема - отсутствие качественных инвестиционных предложений. В лучшем случае предлагают инвестиционную идею. А должны быть инвестиционные проекты, структурированные в соответствии с мировыми стандартами. Тогда отечественные и международные инвесторы принимают решение. Пока, к сожалению, инвестпредложений мы от регионов не получаем.
Хотя есть прекрасные примеры инвестирования в туристический сектор и помимо участия в федеральной программе. Крупный проект "Роза хутор" был реализован с привлечением частных инвестиций на 2 млрд долларов. Те же инвесторы, которые проинвестировали в "Розу хутор" и занимаются его продвижением и развитием. Буквально на днях открыт интересный проект "Завидово" в Тверской области. Планируется интересный, масштабный, мировых стандартов проект в Ярославской области. Мое убеждение - отрасль интересная для инвестирования, безусловно, недофинансированная. У нас есть отличные места для туристического потока - Байкал, Бурятия, Камчатка. И туристам нужны не только впечатления, но и нормальные бытовые условия. Нет удобной инфраструктуры - нет массового потока туристов. Не стоит забывать, что и российский турист, побывавший за рубежом, отлично понимает, какой уровень комфорта он бы хотел получить и за какие деньги.
- Какие госпрограммы поддержки внутреннего туризма существуют и какие нужны, на ваш взгляд? Видите ли вы помощь со стороны предпринимателей в формировании таких программ? Существует ли у вас взаимодействие с бизнесом по этим вопросам?
- С 2011 года реализуется федеральная целевая программа "Развитие внутреннего и въездного туризма". Мы считаем, что это инструмент номер один. Хотел бы подчеркнуть, что эта программа построена на принципах государственно-частного партнерства. То есть на рубль государственных средств, которые инвестируются, частный инвестор должен вложить три своих. Работа строится следующим образом. Регион заявляет некий инвестиционный проект, и партнером региона в этом проекте должен быть частный инвестор. В случае если этот проект отвечает тем требованиям, которые заложены в паспорт программой, и проходит определенные стадии защиты проекта, рабочая группа и координационный совет Ростуризма дают добро. После предоставления полного комплекта всех согласованных документов проект получает финансирование. Причем софинансирование идет и со стороны федерального бюджета, и со стороны местных бюджетов, а также частных инвестиций. Программа доказала свою эффективность.
Уже реализованы проекты в Алтайском крае (курорты Белокуриха и Белокуриха-2), в Рязанской области (туристско-рекреационного кластера "Рязанский" - гостинично-развлекательный комплекс "Окская жемчужина", туристический комплекс "Рыбацкая деревня"), идут работы в Республиках Тыва, Бурятия, Ивановской, Липецкой, Ярославской областях. 26 российских регионов претендует на вхождение во второй этап реализации программы в 2015-2018 годах.
- Ростуризм является главным распорядителем и координатором бюджетных средств по программе развития внутреннего и въездного туризма. Как повысить качество проектов, претендующих на господдержку?
- Тут все просто. Сам факт реализации ФЦП, деятельность рабочих групп и Координационного совета программы приводит к тому, что качество проектов от раза к разу улучшается. Сформулированы и формализированы требования к проектам. В течение уже длительного времени проводится обучение представителей российских регионов по подготовке нужной документации, презентации проекта, формированию пакета документов. Исходя из этого сначала регионы проводят отбор проектов, потом они презентуются рабочей группе, и только отобранные проекты поступают на рассмотрение Координационного совета, который и производит окончательный отбор. Остаются только лучшие.
Полный отчет о "Деловом завтраке" с Олегом Сафоновым.