Чем японский учитель отличается от российского? Что надо поменять в учебниках математики? Где самые грамотные ученики? Об этом "РГ" рассказала заведующая отделом оценки качества образования Института методов содержания и обучения РАО Галина Ковалева.
Россия участвует в трех больших исследованиях, связанных с качеством школьного образования - PIRLS, TIMSS и PISA. Где у нас самые лучшие результаты?
Галина Ковалева: В начальной школе, которую оценивают PIRLS и TIMSS, мы выглядим замечательно. По читательской грамотности наша начальная школа вообще лидирует: на втором месте из 49 стран. По естествознанию и математике мы в десятке лучших.
В TIMSS 8-го класса мы тоже в десятке лучших стран из 42 стран. Там оценивается, как учащиеся знают математику и естествознание. Рядом с нами Словения, Гонконг, Англия, США. А вот исследование PISA, которое проходит среди 9-10-х классов, не радует. Проблемы начинаются, когда знания надо применить в ситуациях, близких к реальной жизни.
Выучили таблицу умножения, а сколько обоев надо для ремонта, наши ребята сосчитать не могут?
Галина Ковалева: Не стоит так резко говорить: "не могут", но трудности есть. Приведу реальную задачу из теста PISA про перевозку грузов по морю. Ученые решили во время сильного ветра использовать на кораблях-перевозчиках паруса. Через сколько лет экономия топлива покроет стоимость установки паруса? Ученику дается грузоподъемность, длина, скорость. Он должен найти нужные сведения и решить задачу. В России условие выглядело бы так: за год двигатель на корабле потребляет столько-то литров топлива. Один литр стоит столько-то, парус - столько-то. Парус экономит 20 процентов топлива. Почувствовали разницу? Среди наших учеников эту задачку решают только 16 процентов, в странах-лидерах - 47 процентов. Очевидно, надо менять программы, учебники, вести иначе уроки.
В странах-лидерах уроки проходят не так, как у нас?
Галина Ковалева: Да. У нас ученики часто получают готовые знания, решают в классе задачу и на дом им дают похожую. А в Японии учитель попросит дома решить ее другим способом и назавтра в классе разберет с учениками все варианты. Кстати, российские психологи, которые стояли у истоков развивающего обучения, брали за основу так называемый деятельностный подход. Он есть, к примеру, в учебниках программы Эльконина-Давыдова.
Так ведь РАО безжалостно выкинула их из перечня рекомендованных учебников. Как и учебники другой развивающей программы Занкова.
Галина Ковалева: Одна из причин неудач - у нас нет полного представления о том, что происходит сейчас в школе. Нужен собственный мониторинг школьного образования. Пока что мы по своей инициативе и при поддержке регионов разработали тесты и методики для мониторинга начальной школы. В 15 регионах уже обследовали детей с первого по четвертый класс. Выяснилось, к примеру, что к третьему классу идет резкое падение результатов по математике потому, что резко меняется программа по этому предмету.
Ну так надо ее упростить!
Галина Ковалева: Может быть. Так и делают в некоторых странах. В физике, допустим, есть понятие "плотность", которое сложно усвоить в 7-8 классе. И там дают этот материал позднее. Еще выяснилось, что большинство российских родителей слишком требовательны к детям. Они ждут похвалы, а сами их подчас больше ругают, чем поддерживают. Между тем один из факторов эффективного обучения - поддерживающая среда. У нас слишком насыщенный учебный процесс, самые длинные каникулы и большой объем материала мы даем в сжатые сроки. Плюс к этому мы слишком поздно начинаем учить детей.
Может, в первый класс надо набирать детишек в 5 и 6 лет?
Галина Ковалева: Конечно! Англия сейчас начинает работу с детьми в два с половиной года. И даже, если родители не отдают детей в ясли или сад, хотя бы два раза в неделю с ними занимаются педагоги, психологи, физиологи. Государство выделяет автобусы, помещения, деньги на оплату работы учителей. Мы еще даже не пришли к мысли, что такую работу надо начинать и нам.