Повод - жалоба представителей органов местного самоуправления Талицкого сельского поселения Ивановской области Андрея Ерина и Павла Лебедева. Из-за правовой неопределенности в 2012 году они лишились депутатского мандата и кресла главы местной администрации. Суд признал эту ситуацию законной и незаконной одновременно.
Главе сельского поселения Лебедеву был объявлен импичмент за неисполнение обязанностей, после чего Совет муниципальных депутатов принял решение о самороспуске. К тому моменту из 12 необходимых членов в совете оставалось всего восемь, причем один из них - Андрей Ерин - был под следствием. И мог потерять свободу в любой момент. Не дожидаясь того, что деятельность совета станет нелегитимной, депутаты назначили новые муниципальные выборы.
Но Лебедев и Ерин отправились искать поддержки в суде. А процедурные нарушения привели к тому, что судья встал на сторону истцов: и увольнение Лебедева, и самороспуск совета были признаны незаконными. Однако решением избирательной комиссии Талицкого сельского поселения уже были назначены досрочные выборы. К тому моменту, когда решение суда вступило в силу, новые народные избранники уже осуществляли свои полномочия. То есть в сельском поселении оказалось по два законных депутата на каждое депутатское кресло. А признание решения о самороспуске незаконным, по мнению Южского районного суда Ивановской области, "не относится к установленным действующим законодательством основаниям для отмены судом решения избирательной комиссии о результатах досрочных выборов".
По мнению Лебедева и Ерина, сложившаяся ситуация нарушает конституционный принцип равенства граждан, так как не позволяет исполнить решение суда.
Николай Бондарь, судья КС РФ:
- Во-первых, им должна быть обеспечена возможность обжаловать это решение в суде по ускоренной процедуре. Во-вторых, необходимы жесткие сроки и четкая процедура назначения досрочных выборов новых муниципальных депутатов, призванные обеспечить непрерывность местной власти (если при увольнении мэра его обязанности возлагаются на другое лицо, то при самороспуске представительного органа замены ему нет). Следует отметить, что признание оспариваемых норм конституционными не исключает дальнейшего совершенствования законодательства в этой сфере.