Сегодня в России насчитывается около 12 тысяч туристических агентств, которые являются промежуточным звеном между туристом и туроператором. В большинстве случаев туристы покупают путевку именно у агентства, затем средства должны перечисляться на счет туроператора. Эксперты признают, что агентский рынок в России перенасыщен и, к сожалению, нередки случаи банкротств, от которых страдают туроператоры и туристы. Никто не исключает и возможности обмана. "Представьте, что некое турагентство собрало деньги и скрылось. Туроператор не виноват, так как его ответственность перед туристом не наступила в связи с тем, что он даже не получил средства турагентства за этот турпродукт. Не виноват турист. Ни при чем и страховая компания, потому что не наступил страховой случай", - привел пример Андрей Гаврилов.
Отныне ответственность за неспособность агентства перечислить деньги за путевку берут на себя сами участники этого рынка. Из 12 тысяч агентств уже более 3 тысяч являются членами Альянса туристических агентств. "На заседании правления мы договорились, что с 1 января члены альянса будут платить взносы в специальный фонд. По предварительным расчетам сумма взноса с одного агентства не должна превышать 1 тысячи рублей в год. Общая необходимая сумма, которая должна наполнить фонд, пока определена в размере 10 миллионов рублей. Но члены альянса предусматривают и ее увеличение", - уточнил Андрей Гаврилов. Тем более что 3 тысячи членов альянса - это примерно четвертая часть рынка. А в АТА намерены расширять свои ряды.
По словам Андрея Гаврилова, средства фонда будут использоваться исключительно для возмещения ущерба, возникшего в связи с невыполнением турагентом своих обязательств. "Решение о расходовании средств фонда будет приниматься правлением АТА на основании заключения инспекционной комиссии, задача которой изучить все обстоятельства возникшего инцидента", - пояснил Андрей Гаврилов. При этом для формирования фонда и выплаты средств из него не потребуется никаких нормативных актов, достаточно полномочий, прописанных в уставе альянса. Повышение же ответственности работы агентств, не являющихся членами АТА, потребует изменения действующего законодательства. "Мы уже подготовили свои предварительные предложения о включении раздела, посвященного турагентской деятельности, в закон о туризме. Хотели бы прописать ответственность и обязанности агентств при работе с клиентами и турпоператорами. Более того, нами разработан проект типового договора между туроператором и турагентом, и мы намерены всячески способствовать тому, чтобы внедрять этот договор на практике", - рассказал Андрей Гаврилов. По его словам, нынешние инициативы АТА поддерживаются в Ростуризме.
Кстати, в федеральном агентстве положительно отнеслись еще к одной инициативе турбизнеса. Речь идет об отмене налога на добавленную стоимость на авиаперелеты по России. Это снизило бы стоимость билетов сразу на 18 процентов, считают в Российском союзе туриндустрии (РСТ). Высокая стоимость авиаперевозок существенно тормозит развитие внутреннего туризма, уверены эксперты.
"Вычет НДС - это вариант. Мы готовы инициировать развитие такого подхода", - прокомментировал инициативу на пресс-конференции в Москве врио руководителя Ростуризма Олег Сафонов. Кроме того, по его мнению, решение о субсидировании авиаперелетов, которое сейчас действует в отношении Крыма, можно распространить и на другие российские курорты, в частности, в направлении Сочи, где есть некоторые сложности с заполнением новых объектов.
По данным Российского союза туриндустрии, который ссылается на различные системы бронирования, в этом году поиск билетов в Сочи сократился примерно на 10-15 процентов. А число запросов по Симферополю выросло более чем в три раза. В итоге весной, в самый разгар бронирования летнего отдыха, обычно лидирующий Краснодарский край на многих онлайн-порталах занял второе место после Крыма в рейтинге популярности внутренних направлений. На третьем месте - Минеральные Воды. По мнению экспертов, Крыму помогли активная реклама и решение о субсидировании перевозок. В Ростуризме уверены, что сейчас стоит предусмотреть снижение стоимости не только авиа-, но и железнодорожных перевозок. С точки зрения объема перевозок железнодорожный транспорт даже более важен для развития российских курортов. Олег Сафонов сообщил, что Ростуризм готов предусмотреть еще ряд мер по увеличению доступности отдыха в Сочи и на других курортах России, о которых ведомство объявит позже. Для решения этих задач агентством уже сформирована рабочая группа. На этой площадке будет вестись обсуждение вопросов снижения стоимости отдыха в России с привлечением бизнеса, региональных и муниципальных властей.