Этот российский регион - давнишний надежный партнер Беларуси. Здесь на ура идут белорусские продукты питания, строительные материалы, нефтехимическая продукция, мебель. Беларусь, в свою очередь, закупает в Тверской области металлоизделия, машиностроительную, бумажную и стекольную продукцию. В 2013 году взаимный товарооборот между Беларусью и Тверской областью составил 287,5 млн долларов.
Впрочем, в этом году дела пошли похуже: по официальным данным, за четыре первых месяца года взаимный товарооборот по сравнению с соответствующим периодом 2013 года уменьшился на 24,5 процента. Так что прямой диалог на высоком уровне был необходим.
Визит белорусской делегации начался с общения с губернатором Тверской области Андреем Шевелевым. Принимающая сторона подробно обсудила с гостями перспективы развития сотрудничества практически во всех областях. Посол Беларуси в России Игорь Петришенко особо подчеркнул, что имеется огромный резерв по наращиванию объема двустороннего взаимодействия республики и региона.
В ходе этой встречи стороны постановили создать совместную рабочую группу. Именно ей будет поручена подготовка двустороннего соглашения о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве, а также разработка Дорожной карты сотрудничества Беларуси и Тверской области на ближайшие два года.
На встрече с белорусской делегацией губернатор Тверской области Андрей Шевелев заявил, что в рамках реализации долгосрочной целевой государственной программы по развитию сельского хозяйства и регулированию рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы область внимательно рассмотрит возможность закупки белорусской сельскохозяйственной техники. В свою очередь глава белорусской дипмиссии Игорь Петришенко подтвердил, что белорусы готовы поставлять технику с использованием схем международного лизинга и льготного кредитования, а также обеспечить ее качественное сервисное и гарантийное обслуживание. Стороны также договорились, что в 2014-2015 годах на территории Тверской области пройдет презентация новых образцов сельскохозяйственной, дорожно-строительной, коммунальной, грузовой техники белорусского производства. Белорусская сторона готова активно поучаствовать и в реализуемых в Тверской области проектах по строительству животноводческих ферм, свинокомплексов и молочно-товарных ферм.
Еще одна перспективная точка сотрудничества - по линии белорусских и тверских научно-исследовательских институтов, прежде всего в сфере льноводства. Значительный интерес у российской стороны вызвало предложение по возможному участию белорусских организаций и предприятий в восстановлении торфяной отрасли Тверской области.
- У нас огромные перспективы в сфере лесозаготовки. Я знаю, что Тверская область - самый крупный регион по запасам торфа. Мы вернулись к местным видам топлива на основе новых технологий, и в сфере торфозаготовок, торфопереработки мы также могли бы наладить взаимодействие с вашей областью, - уточнил в беседе с тверчанами посол Беларуси.
После официальных переговоров белорусская делегация посетила Тверской областной бизнес-инкубатор. Представители руководства ведущих белорусских предприятий, среди которых значились ОАО "МТЗ", холдинги "АМКОДОР" и "БЕЛАВТОМАЗ", ОАО "Быховский консервно-овощесушильный завод", ЗАО "Мясо-молочная компания", ОАО "Зеленоборское", ООО "Деметра", а также уполномоченные организаций-дилеров промышленной продукции белорусского производства приняли участие в презентации экспортных и инвестиционных возможностей Беларуси для деловых кругов региона.
Результативной для белорусской делегации оказалась и встреча с главой города Твери Александром Корзиным: в ходе официальных переговоров стороны подробно обсудили вопрос о расширении участия белорусских предприятий в модернизации парка пассажирского транспорта, коммунального хозяйства города. Белорусская сторона озвучила свои предложения по возможным схемам финансирования закупок троллейбусов, трамваев и школьных автобусов, уже успешно апробированным в других российских регионах. Посол Беларуси в России Игорь Петришенко также выступил с предложением рассмотреть возможность участия ОАО "Могилевлифтмаш" в поставках лифтового оборудования для жилого комплекса Твери.
Напоследок высоких гостей отвезли на знаменитый Тверской вагоностроительный завод, который сегодня является основным поставщиком пассажирских вагонов локомотивной тяги для железных дорог России. Достаточно сказать, что на российском рынке вагоностроения доля вагонов с тверской "пропиской" превышает 90%. И здесь белорусы нашли для себя точку приложения - вышли с предложением о поставках на Тверской вагоностроительный завод комплектующих белорусского производства.