Исследователи НИУ ВШЭ отмечают, что в России сегодня по сравнению с европейскими лидерами инновационной активности предприятий (Германией, Бельгией, Швецией) большинство населения воспринимает инновации как нечто абстрактное и связанное только с технологиями. То есть представление о том, что инновации могут быть институциональными, социальными, менять структуру деловых и общественных отношений, не сформировано. В то же время спрос на технологические инновации растет. По данным НИУ ВШЭ, доля тех, кто в повседневной жизни не встречается с современными техническими устройствами, с 2003 по 2011 год сократилась почти вдвое - с 21 до 12%.
"Любые такие рейтинги носят достаточно условный характер и могут восприниматься лишь как приблизительный ориентир, - считает генеральный директор Экономико-правовой школы ФБК Сергей Пятенко. - Методика рейтинга наверняка много внимания уделяет принятым в той или иной стране правовым актам и регулятивным изменениям, и это справедливо. Но на реальном развитии инноваций государственные усилия отражаются не сразу. Можно привести сравнение с различными содействиями бизнесу, которые могут реально заработать лет через пять, но в рейтингах отразятся сразу как позитивный сигнал".
По словам эксперта, прибавка в 13 пунктов отражает тот позитивный факт, что инновациям в России уделяется много внимания, о них много говорят. Однако он подчеркнул, что не стоит путать инновации и уровень научно-технического прогресса - между ними большой временной лаг. "Инновация - вещь менее инерционная, а вот подняться за год более чем на десять мест по уровню научно-технического прогресса невозможно", - заключил Пятенко.