В Великом Новгороде назвали кулинарный бренд России

Гастрономический туризм - наиболее динамично растущий сегмент индустрии путешествий - в нашей стране пока делает первые шаги. Его перспективы и собрались обсудить эксперты на форуме, который недавно прошел в Великом Новгороде.

Согласно исследованию Всемирной туристcкой организации (UNWTO), каждый третий "охотник за впечатлениями" в мире считает национальную кухню мотивацией к путешествию, причем тратит на нее около 30 процентов своих затрат. Уровень местной кухни определяет качество отдыха в целом, удовлетворяя не только физические, но и социальные, а также культурные потребности путешественников. Через гастрономию турист познает местную культуру и образ жизни на новых для себя территориях. По данным исследований UNWTO, 88,2 процента респондентов считают гастрономию важной составляющей бренда территории, а 79 процентов путешественников выстраивают маршрут, предварительно изучив календарь гастрономических событий, 59 процентов туристов интересуются возможностями посещения локальных сельскохозяйственных ярмарок.

Поэтому основной целью, когда речь заходит об увеличении туристического потока в регион, является кооперация усилий чиновников, производителей, рестораторов, туроператоров и маркетологов с целью продвижения территории через ее кухню.

- Важно не отделять гастрономический туризм от других направлений - событийного или культурного, например, - говорит руководитель агентства Республики Коми по туризму Юлия Рыбакова. - Тем не менее региональные власти должны способствовать созданию условий для его развития.

Так в Коми уже есть подобный опыт предоставления грантов малому бизнесу, вовлеченному в процесс формирования регионального гастрономического бренда. Совместными усилиями чиновников и предпринимателей были предприняты попытки формирования регионального фастфуда, так как именно точки уличной еды популяризируют гастрономический бренд на самом широком уровне.

Подобный опыт есть и в Новгородской области, где после неудачной попытки определения регионального продукта-бренда исследователи достигли серьезных успехов. На смену снетку, который почти перестал водиться в водоемах региона, "вкусами родины России" стали квас, пряник и мед. Этот процесс, по словам Андрея Васильева, начальника отдела развития новгородского центра развития туризма "Красная Изба", не потребовал серьезных инвестиций со стороны региональных властей.

Каждый третий "охотник за впечатлениями" в мире считает национальную кухню мотивацией к путешествию

- На Новгородчине достаточно компаний, которые уже давно и успешно занимаются производством и продвижением этих продуктов. Все, что потребовалось чиновникам, - это "морально" поддержать инициативу местных производителей, - делится опытом эксперт.

Более скромными на текущий момент в этом направлении оказались успехи Санкт-Петербурга. Несмотря на результаты исследования ВШЭ, а также отчеты чиновников о работе по продвижению города на Неве посредством петербургской кухни, дело дальше "Дня корюшки" не идет. Местным гастрономическим брендом назвать ее сейчас сложно - корюшка на прилавках магазинов уже давно финская, а ее улов в Финском заливе за последние годы сократился почти в три раза. Чтобы обрести свое "кулинарное лицо", городу нужно обратиться к истокам. По мнению заместителя директора по научной работе музея истории Петербурга Юлии Демиденко, петербургская кухня формировалась через синтез культур, она была разнообразнее, чем это фиксировалось иностранцами, отмечавшими только "щи и кашу". По мнению эксперта, "вкусом Северной столицы" вполне могут считаться ряпушка, гатчинская форель, настойка "Ерофеич" или минеральная вода "Полюстрово".

В развитии гастрономического туризма в России может помочь и опыт стран мира, преуспевших в этом вопросе.

- Главное, не забывать, что важно не просто соединить культуру и природные богатства региона "на одной тарелке", но и не забыть, что цель любого путешествия - это контакты между людьми, - говорит мексиканский эксперт по туризму Всемирной туристской организации ООН Мария Изабел Рамос Абаскаль. С ней соглашается и Жозе Баральо, президент португальской ассоциации гастрономического туризма, который считает, что "кулинарный туризм - это опыт, который нельзя забыть".

Так каков же главный гастрономический бренд России?

- Разнообразие, - считает член всемирной комиссии IUCN по туризму заповедных зон Гэвин Белл. - Мультикультурность вашей страны является ее рыночным преимуществом и не использовать его глупо.

По схожему пути шла постколониальная Великобритания, на территории которой присутствуют кухни всех стран мира. Но в отличие от последней России не нужно импортировать какие-либо гастрономические бренды из других стран.

- Они уже давно успешно сосуществуют и вошли в повседневную жизнь жителей вашей страны, - считает эксперт.

Однако для того чтобы об этом бренде узнали и в других странах мира, нужна долгая и тщательно спланированная работа.

Мнение

Леонид Гелибтерман, идеолог форума, президент Международного эногастрономического центра:

- Пока у России нет своего достойного места на гастрономической карте мира. Наша национальная кухня не играет той роли в туристическом процессе, которую заслуживает. Форум поможет регионам страны определиться, как использовать местную кухню для привлечения путешественников. Причем нельзя рассчитывать на стихийность в деле формирования региональных гастрономических брендов. Отдельные рестораторы и производители не справятся с подобной серьезной работой. Нужен системный, если хотите, научный подход, который непременно и уже очень скоро даст свои результаты.