Власти СЗФО отказались от поблажек недобросовестным подрядчикам

Местные власти в регионах СЗФО стали чаще расторгать контракты с генеральными подрядчиками. Компании, которые берутся за строительство или обслуживание социально-значимых объектов, снижают на торгах цену до минимума, а потом не могут выполнить свои обязательства. В результате исполнение контрактов затягивается на неопределенный срок. Почему так происходит и как можно исправить ситуацию, разбирался корреспондент "РГ".

В Псковской области региональные власти планируют расторгнуть контракт с московской подрядной организацией, которая занималась содержанием и ремонтом дорог на юге региона. По состоянию на начало июля компания выполнила работы по подготовке покрытия к весенне-летнему периоду (ямочный ремонт и нанесение горизонтальной дорожной разметки) лишь на 12 процентов. Диагностика состояния дорог не проводилась вообще.

Как оказалось, московский подрядчик демпинговал во время торгов. За обслуживание сети дорог общей протяженностью около трех тысяч километров компания предложила на 200 миллионов рублей меньше, чем другие участники тендера. В итоге стоимость госконтракта на 2014-2015 годы составила 847 миллионов рублей. Однако пользы такая экономия не принесла. О ненадлежащем качестве дорожных работ заявили главы всех восьми районов области, которые обслуживала московская фирма.

- С дорожной компанией неоднократно велись переговоры по исправлению ситуации, - подчеркивают в администрации Псковской области. - Однако руководство компании игнорировало рабочие совещания. Подрядчика оштрафовали примерно на 1,5 миллиона рублей, из которых было оплачено лишь 400 тысяч рублей. Компания с марта имеет большую задолженность по заработной плате перед 207 штатными сотрудниками, не имеет собственной производственной базы для обслуживания дорог в зимний период.

Сейчас власти региона планируют внести компанию в реестр недобросовестных поставщиков, чтобы она не смогла в будущем участвовать в конкурсах на предоставление услуг. Как отметил заместитель губернатора Псковской области Максим Жаворонков, все материалы по этому делу направлены в правоохранительные органы - ОБЭП и региональную прокуратуру.

В Калининградской области разгорелся скандал с реконструкцией набережной Адмирала Трибуца в региональном центре. Изначально муниципальный контракт выиграла московская генподрядная компания, которая фактически выполняла лишь функции посредника между заказчиком и субподрядчиками.

С 1 января текущего года на место 94-ФЗ пришел новый закон, который вводит антидемпинговые меры

- У генподрядчика не было на объекте ни своей техники, ни специалистов, материалов он не закупал, - комментирует ситуацию председатель комитета архитектуры и строительства администрации Калининграда Артур Крупин. - В то же время субподрядчики вложили в объект свои средства.

С августа 2013 года по декабрь 2013 года московская фирма получила от администрации города свыше 143 миллионов рублей. При этом главному субподрядчику, строительной компании из Новороссийска, которая выполнила львиную долю работ в рамках контракта, досталось всего 45 миллионов.

В начале мая власти регионального центра расторгли контракт с московской фирмой. К генподрядчику было много претензий, связанных, в частности, с долгами перед субподрядчиками и отставанием от графика. К середине апреля объем выполненных работ на объекте составил только 34 процента, хотя набережную планировалось открыть ко Дню города - 12 июля. Контракт на завершение реконструкции набережной получила новороссийская компания.

Теперь городским властям предстоит в судебном порядке решать финансовые вопросы с бывшим генподрядчиком. Он не понес на калининградском объекте никаких производственных затрат, но требует перечислить 20 миллионов рублей.

- Эти средства у нас есть, мы готовы их выплатить, но не бывшему генподрядчику, а напрямую тем организациям, которые фактически выполняли работы, - продолжает Артур Крупин. - Если деньги получит московская компания, которая находится в предбанкротном состоянии, они уйдут на погашение долгов, не доставшись исполнителям работ. Мы готовы в суде отстаивать свою позицию.

Торги в Псковской и Калининградской областях проходили в рамках 94-го закона о госзакупках. Вопрос о его несовершенстве поднимался десятки раз - как на муниципальном и региональном, так и на федеральном уровне.

С 1 января текущего года на место 94-ФЗ пришел федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров". Новый документ, в частности, вводит антидемпинговые меры. К примеру, если начальная стоимость контракта превышает 15 миллионов рублей, а участник закупки снизил планку на 25 и более процентов, договор заключается только после предоставления обеспечения исполнения контракта в полуторном размере.

Впрочем, принцип ФЗ о контрактной системе остался тем же, что и принцип 94-ФЗ - выигрывает тот, кто предложил меньшую сумму.

На днях минэкономразвития РФ подвело первые итоги работы федеральной контрактной системы. За январь-март текущего года бюджетные организации сэкономили на государственных закупках 80 миллиардов рублей, что на 13 миллиардов больше, чем в первом квартале прошлого года. Однако экспертам еще предстоит проанализировать, не пошла ли экономия в ущерб качеству исполнения контрактов.

Комментарий

Александр Кайсаров, декан факультета менеджмента Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге:

- Демпинг - это схема получения контракта, которая встречается наиболее часто. Исполнитель, с одной стороны, рассчитывает на то, что заказчик имеет ограниченный выбор участников. С другой, что заказчик пойдет на дополнительные расходы, когда придется выполнять контракт. Более изысканная схема (по крайней мере, она используется в Санкт-Петербурге) предполагает "социальную инициативу" одной из компаний в проведении работ без контракта. Затем такая инициатива становится одним из условий победы в конкурсе. Понятно, что и в том, и в другом случае зачастую присутствует предварительное внерыночное соглашение между заказчиком и поставщиком.

Закон о контрактной системе закупок не исключает подобных схем, но с накоплением правоприменительной практики сможет затруднить их проведение. Нынешнее законодательство уже имеет ряд норм, которые затрудняют повторное появление недобросовестных поставщиков на торгах. В предварительном порядке это должно компенсироваться как персональной ответственностью и высокой квалификацией представителей заказчика, так и антикоррупционными мероприятиями на стадии принятия целевых программ, определения источников и объемов финансирования, описания желаемых результатов.

Кстати, закон о контрактной системе, как и 94-ФЗ, позволяет заказчикам использовать различные критерии отбора победителей. Однако мягкие нормы применения и сложность обоснования этих критериев ведут к тому, что чиновники все равно будут чаще ориентироваться именно на минимальную цену. Так проще отчитаться и снять ответственность. И здесь необходима воля руководства местных органов власти для использования всего набора критериев.