Директор предприятия Александр Бодяко вводит корреспондента "СОЮЗа" в курс дела:
- Чтобы перевезти больше грузов и при этом увеличить скорость, на суда и тепловозы стали устанавливать более мощные двигатели. Форсируют их за счет турбонаддува. "Лошадей" появляется больше, но физические размеры мотора не меняются. И получается, что прочности гильз уже не хватает. Поэтому мы решили использовать чугун.
Еще в конце 90-х годов прошлого века ученые Института технологии металлов Академии наук Беларуси предлагали принципиально новый метод литья из чугуна. Но до внедрения дело не дошло. Тогда один из авторов ноу-хау Александр Бодяко сам создал производство. И доказал, что хрупкий чугун может быть прочнее стали. Сегодня на "Технолите" в месяц выпускается около 1000 различных наименований продукции. Потребители - около 200 заводов Беларуси и России.
На предприятии говорят, что создали что-то вроде вечного двигателя: по крайней мере это касается гильз. Изготовители дают гарантию их бесперебойной работы в течение 10-15 лет. И надежность увеличивается в 2-2,5 раза. Для мощных двигателей это немало. Новинкой заинтересовались на недавней Международной выставке вооружения и военной техники MILEX-2014 в Минске.
"Технолит" привез диплом за инновационно-технологические достижения. Фирмы из Польши и Словакии решили испытать изделия могилевчан у себя. Но свои главные надежды предприятие возлагает на сотрудничество с россиянами. С Коломенским машиностроительным заводом, Уральским дизельмоторным заводом и "Волжским дизелем им. Маминых" уже заключены договоры об испытаниях гильз. После чего могилевские комплектующие будут использоваться в массовом производстве. Российским производственникам это позволит не только повысить надежность двигателей, но и значительно сократить затраты.
В цеху уже подготовлена к отправке в Россию партия продукции. Оказывается, пока моторостроители ждут результатов испытаний, фирмы, занимающиеся ремонтом двигателей тяжелой техники, уже вовсю используют новые детали. И отзывы очень обнадеживающие...