Президент обозначил четыре приоритета для российского государства

22 июля в Кремле под председательством президента Путина состоялось заседание Совета безопасности. Вот что сказал президент, открывая заседание.

"Суверенитет и территориальная целостность - фундаментальные ценности. Речь идет об обеспечении независимости и единства нашего государства, надежной защите территории, конституционного строя, своевременной нейтрализации внутренних и внешних угроз. А в сегодняшнем мире их хватает. Должен сразу отметить, что, разумеется, прямой военной угрозы суверенитету и территориальной целостности нашей страны, конечно, сегодня нет. Гарантия тому, прежде всего, стратегический баланс сил в мире.

Мы со своей стороны строго соблюдаем нормы международного права, свои обязательства перед партнерами и рассчитываем, что другие страны, объединения государств, военно-политические альянсы (а Россия, слава богу, не входит ни в какие альянсы. В этом тоже в значительной степени залог нашего суверенитета. Любая страна, которая в альянсы входит, сразу часть своего суверенитета отдает. И далеко не всегда это отражает национальные интересы той или иной страны, но это их суверенное решение), так вот, надеемся, что и наши национальные законные интересы будут учитываться, а спорные вопросы, которые, безусловно, всегда имеют место быть, всегда возникают, будут решаться исключительно дипломатическим путем, путем переговоров.

Однако сегодня в мире все чаще звучит язык ультиматумов и санкций. Само понятие государственного суверенитета размывается. Неугодные режимы, страны, которые проводят независимую политику или просто стоят на пути чьих-то интересов, дестабилизируются. Для этого в ход идут так называемые цветные революции, а если называть вещи своими именами, просто государственные перевороты, спровоцированные и финансируемые извне.

Конечно, упор делается на проблемы внутри стран. Проблем всегда достаточно, особенно в нестабильных государствах, в несостоявшихся государствах, государствах со сложным режимом. Часто ставка делается на радикальные, националистические, а то и просто на неофашистские, фундаменталистские силы, так, как это происходило, к сожалению, во многих странах постсоветского пространства, и то, что происходит сейчас на Украине, практически то же самое - то, что мы сейчас видим.

Люди пришли к власти вооруженным антиконституционным путем. Да, после переворота провели выборы, но странным образом почему-то во главе государства опять оказались те, кто финансировал либо осуществлял этот переворот. А часть населения страны, которая не согласна с таким развитием событий, также силой пытаются подавить без всякой попытки провести хоть какие-то переговоры.

А перед Россией при этом чуть ли не ультиматумы выставляют: или позвольте нам часть этого населения, которая и этнически, и культурно, и исторически близка к России, уничтожить, или мы будем в отношении вас вводить какие-то санкции. Странная логика.

Что касается, кстати, событий, которые связаны с ужасной трагедией, происшедшей в небе над Донецком, конечно, мы еще раз выражаем соболезнования семьям погибших; конечно, это ужасная трагедия. Россия все, что от нее зависит, будет делать для полноценного, всестороннего, глубокого и транспарентного расследования. Нас призывают оказать воздействие на ополчение юго-востока. Все, что в наших силах, повторяю, мы, конечно, будем делать. Но этого недостаточно.

Вчера, когда ополченцы передавали черные ящики, вооруженные силы Украины устроили танковую атаку на город Донецк. Танки прорвались к железнодорожному вокзалу - он был обстрелян. Международные специалисты, которые приехали на место трагедии, голову не могли высунуть. Ополченцы же не сами себя обстреливают.

Нужно же, в конце концов, призвать и киевские власти к соблюдению элементарных норм порядочности, ввести хотя бы на какое-то короткое время для расследования прекращение огня. Именно потому Россия поддержала предложенную Австралией резолюцию Совета Безопасности. Будем и дальше в контакте со всеми партнерами решать задачи по полному всестороннему расследованию. Но если вернуться к сценариям подобного рода в целом, то это, безусловно, абсолютно неприемлемо и контрпродуктивно. В лоб подобные методы в отношении России не пройдут. Рецепты, которые действуют в отношении слабых, несостоявшихся стран, пораженных внутренними противоречиями, конфликтами, у нас не сработают. Но попытки раскачать общественно-политическую ситуацию, тем или иным способом ослабить Россию, ударить по уязвимым, проблемным местам, безусловно, предпринимаются и будут предприниматься с тем прежде всего, чтобы сделать нас более податливыми при решении вопросов в интересах других государств на международной арене.

Будут использоваться механизмы в конкурентной борьбе на международной арене (это касается и экономической сферы, и политической), для этого в том числе задействуются возможности спецслужб; используются современные информационные и коммуникационные технологии, каналы зависимых, "карманных" неправительственных организаций - механизмы т.н. мягкой силы. Все это, видимо, в некоторых странах понимается как демократия.

За последние годы мы серьезно укрепили наши государственные и общественные институты, основы российского федерализма, продвинулись в региональном развитии, в решении экономических и социальных задач; выросла эффективность правоохранительных и специальных служб по противодействию терроризму и экстремизму; формируются современные основы национальной политики, корректируются подходы в сфере образования и воспитания; идет постоянная работа по борьбе с коррупцией - все это гарантии нашей безопасности и суверенитета.

Вместе с тем мы не должны ослаблять внимания к этим вопросам. При необходимости надо оперативно вырабатывать и реализовывать дополнительные меры. По всем названным направлениям мы должны иметь долгосрочную программу действий, стратегические, рассчитанные на перспективу документы и решения.

В этой связи хотел бы обратить внимание на несколько приоритетных задач.

1. Последовательная работа по укреплению межнационального согласия, грамотная миграционная политика, жесткое реагирование на факты бездействия должностных лиц или преступления, которые могут быть спровоцированы конфликтами на межнациональной почве. Это задачи для всех уровней власти от федеральной до муниципальной. И, конечно, крайне важно, чтобы активную позицию занимало наше гражданское общество, реагировало на факты нарушения прав и свобод человека, вносило свой вклад в профилактику радикализма и экстремизма.

Именно от гражданского общества мы ждем действенной помощи в совершенствовании системы гос-управления в сфере национальной политики и, что особенно важно, в воспитании молодого поколения людей в духе патриотизма и ответственности за судьбу Родины. Опираясь на гражданское общество, мы никогда не допустим мысли о том, чтобы совершенствовать нашу работу во всех этих областях было позволено исключительно с целью закручивания каких-то гаек, ни в коем случае мы по этому пути не пойдем.

2. Защита конституционного строя. На всей территории России должно быть обеспечено верховенство Конституции, единство экономического и правового пространства. Определенные Конституцией федеральные стандарты незыблемы, и никто не вправе нарушать закон и попирать права граждан. Важно, чтобы у всех россиян, независимо от места их проживания, были равные права и равные возможности. Это основа демократического строя. Надо неукоснительно соблюдать данные Конституцией принципы, а для этого отстраивать четкую систему государственной власти, стремиться, чтобы все ее составляющие действовали как единое целое, четко и системно, в том числе усиливать местную власть как часть всего государственного механизма России. И, конечно, укреплению российской государственности должно способствовать повышение эффективности деятельности судебной системы, прокуратуры, контролирующих и надзорных органов.

3. Устойчивое и сбалансированное экономическое и социальное развитие. При этом принципиально важно учитывать территориальный, региональный фактор. Нам нужно обеспечить опережающее развитие стратегически важных регионов, в том числе на Дальнем Востоке и на других территориях; одновременно добиваться сокращения резких разрывов между субъектами Федерации по состоянию экономической базы, по качеству жизни людей. Все это надо учитывать при разработке федеральных и отраслевых программ, при совершенствовании межбюджетных отношений, при формировании планов по развитию инфраструктуры, размещению новых производств и созданию современных рабочих мест.

И еще считаю, что мы должны подумать над дополнительными шагами по снижению зависимости национальной экономики и ее финансовой системы от неблагоприятных внешних факторов. Имею в виду не только нестабильность на глобальных рынках, но и возможные политические риски.

4. Важнейшим гарантом суверенитета и территориальной целостности России остаются наши Вооруженные силы. Мы будем адекватно и соразмерно реагировать на приближение военной инфраструктуры НАТО к нашим границам, не оставим без внимания развертывание глобальной противоракетной обороны и наращивание запасов стратегического неядерного высокоточного оружия.

Нам часто говорят, что система ПРО - это оборонительная система. Ничего подобного, это наступательная система, это часть наступательной оборонной системы США, вынесенная на периферию. Что бы ни говорили наши зарубежные коллеги, мы хорошо видим, что происходит на деле: фактически группировки войск НАТО на территории восточноевропейских государств демонстративно усиливаются, в т. ч. в акваториях Черного и Балтийского морей, растет масштаб и интенсивность оперативной и боевой подготовки. В этой связи необходимо полностью и в срок реализовывать все запланированные меры по укреплению обороноспособности страны, в т. ч. в Крыму и Севастополе, где нам фактически приходится заново воссоздавать военную инфраструктуру".