Как пояснила "РГБ" заместитель директора департамента инвестиционной политики и развития частно-государственного партнерства минэкономразвития Мария Ярмальчук, вопросы ГЧП стали актуальными во многих странах мира начиная с 1990-х годов, и одним из самых популярных в этом контексте стал вопрос становления и функционирования институциональной среды ГЧП, поскольку именно системный подход к проектам ГЧП позволяет достичь при их реализации максимальных результатов. "Специалисты нашего ведомства в феврале 2013 года принимали участие в 7-м ежегодном совещании старших должностных лиц в сфере ГЧП стран - членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Участникам были представлены наработки России по развитию нормативной и методической базы ГЧП. В итоговом протоколе заседания было отмечено, что Россия на правильном пути, и когда будет принят федеральный закон и завершится разработка ряда системных документов, российская институциональная среда в сфере ГЧП будет соответствовать международным стандартам. Отрадно, что за последнее время развитие системы государственно-частного партнерства в России дважды отметили на международном уровне, сначала ОЭСР, а теперь Всемирный банк", - отметила Мария Ярмальчук.
"Включение России в реестр является важным не только с точки зрения международного признания системности и результативности работы по развитию механизмов ГЧП, но и с точки зрения определенного сигнала потенциальным иностранным инвесторам, - считает Константин Макаревич, старший юрист практики инфраструктуры и государственно-частного партнерства юридической фирмы Hogan Lovells. - Для инвесторов в сфере ГЧП первостепенное значение имеет не столько текущая экономическая конъюнктура, сколько уровень институционального развития ГЧП в целом, то есть развитие тех институтов и механизмов, которые определяют возможность и успех инвестирования в инфраструктурные проекты той или иной страны. Так что включение в реестр Всемирного банка демонстрирует достижение определенного качественного уровня развития институциональной среды ГЧП в России и приближает нас к соответствию международным стандартам в этой сфере", - подчеркивает эксперт.
Сегодня в мировой теории и практике отсутствует общепринятое понимание органов управления ГЧП. К ним относят государственные структуры в виде агентств, отделов, департаментов и полугосударственные - в виде смешанных компаний. Всемирный банк, например, понимает под таким органом организацию, обладающую необходимыми компетенциями, созданную для осуществления и улучшения государственно-частного партнерства и имеющую мандат на управление проектами ГЧП, часто в различных секторах экономики.
Как правило, ядром системы управления ГЧП на национальном или региональном уровне выступает специальное юридическое лицо, создаваемое самим правительством или при его содействии в форме агентства или некоммерческой организации.
Национальный орган ГЧП отвечает за реализацию такого партнерства, выступает главным экспертом по инициируемым и реализуемым проектам. Он проводит межотраслевой анализ проектов, оценивает их с точки зрения сбалансированности бюджетных расходов в долгосрочной перспективе. В последнее время эта задача становится все более важной, поскольку расширяются масштабы государственно-частного партнерства, а министерства и ведомства в вопросах инвестирования в проекты ГЧП исходят из своих приоритетов, продвигают собственные проекты, не учитывая комплексного воздействия на бюджет, особенно в долгосрочном плане.
Если говорить именно о центрах развития ГЧП, то опыт организации и функционирования ГЧП развитых стран показывает, что существуют три основные группы центров ГЧП по выполняемым функциям. Это центры, функции которых ограничены оценкой проектов ГЧП, подготовленных исполнительными органами власти и разработкой методических рекомендаций по реализации проектов; центры, выполняющие максимально широкие функции по развитию ГЧП, в том числе предоставление комплексных консультаций органам исполнительной власти, содействие развитию деловой и политической среды для успешного функционирования ГЧП в разных отраслях, поиск и распространение лучших практик, а также центры, выполняющие единственную функцию - распространение лучших практик.
Российский Центр развития ГЧП можно отнести ко второй группе. Сейчас это единственная в России организация, включенная в реестр Всемирного банка. По словам председателя правления Центра развития ГЧП Павла Селезнева, за пять лет существования центром был разработан ряд системных документов, среди которых - методические рекомендации по реализации проектов ГЧП в субъектах РФ, оценка эффективности реализации проектов, методология статистического учета ГЧП и др. Также центр формирует ежегодный рейтинг регионов России по развитию ГЧП. В мае 2014 года приказом минэкономразвития рейтинг утвержден в качестве одного из показателей, учитываемых при расчете эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Федерации.