Формально они - предприниматели. У них есть зарегистрированное ООО, небольшой офис в Орле и скромный штат из трех сотрудников, работающих больше на энтузиазме, чем за зарплату. Есть идеи и желание, но пока нет оборотного капитала и поддержки властей.
Историю директора фирмы Константина Березицкого, пожалуй, можно назвать типичной. По образованию он - военный инженер. Служба в армии пришлась на 1990-е. Он много лет провел на Северном Кавказе, служил в "горячих точках". В запас вышел в достаточно молодом возрасте. На "гражданке" Константин поработал в разных организациях, он специалист-технарь и профессионал в сфере обеспечения безопасности. Словом, ценный кадр.
- В какой-то момент захотелось заняться своим делом, а не работать по найму, - рассказывает он. - Встал вопрос - чем заняться? Торговать на рынке - не для меня. Зачем тогда учился? Хотелось создать такой бизнес, чтобы пригодились профессиональные навыки и чтобы он был полезен для общества, работал бы на созидание. Для меня, прошедшего войну, это очень важно.
Как и положено начинающему предпринимателю, Константин изучил ситуацию на областном рынке и нашел подходящую нишу. Решил создать фирму по оказанию услуг в сфере альтернативной энергетики и энергосберегающих технологий. А в перспективе - создать свое производство. Идеей поделился с другом Андреем. Вместе взялись за дело. Составили бизнес-план, проанализировали спрос на местном рынке, наладили связи с поставщиками. И даже провели опрос общественного мнения.
- Мы выяснили, что свыше 90 процентов респондентов знают о существовании альтернативной энергетики, - говорит Андрей Пикалов. - Около 60 процентов называют главные источники - это энергия ветра и солнца. Но подавляющее большинство не знает о том, что альтернативную энергетику можно не только использовать в частном жилом секторе, но и зарабатывать на ней.
Такая практика существует в ряде стран, в частности, в Германии. Там многие дома оснащены солнечными батареями, обеспечивающими их светом и теплом. Избыток электричества хозяева продают энергокомпаниям и за счет этого окупают установку батарей. Вообще, "альтернативный" рынок на Западе развивается стремительно.
- Во многих странах отрасль бурно развивается именно благодаря господдержке, - отмечает Константин Березицкий. - Правительство выдает субсидии на внедрение экологически чистых технологий, причем независимо от масштаба проекта. Например, в Великобритании размер субсидии составляет 125 фунтов на 1 мегаватт произведенной электроэнергии.
С каждым годом объемы и размеры субсидий будут сокращаться, ведь главная задача государства - помочь альтернативной энергетике встать на ноги. По такому пути идет Германия. Там действует госпрограмма, рассчитанная до 2018 года. К тому времени суммарный объем мощности солнечной энергии в этой стране должен составить 52 гигаватта. В развитие возобновляемых источников Германия вложила свыше 220 миллиардов евро, и с прошлого года уже начала сокращать объем бюджетных субсидий.
По словам Андрея Пикалова, отечественный бизнес о такой поддержке может только мечтать. Пока в нашей стране нет даже специального закона, регулирующего отношения в данной сфере. Это создает определенные трудности для малого и среднего бизнеса, который преимущественно и представлен на рынке. Проблемы связаны со спецификой деятельности - на Константина и Андрея смотрят, скорее, как на монтеров. Впрочем, это и неплохо, ведь не надо приобретать лицензию, да и тариф для них никто не устанавливает.
- И все же закон об альтернативной энергетике нужен хотя бы для того, чтобы поддержать ее финансово, - говорит Константин Березицкий. - В России отрасль развивается медленно, в Орловской области практически не представлена. Хотя есть хорошие традиции. Еще в 1985 году в журнале "Наука и жизнь" был опубликован первый отечественный проект загородного "солнечного" дома, разработанный Московским архитектурным институтом. Но он так и не был реализован.
Дома с тепловыми коллекторами и солнечными батареями на крышах и стенах популярны в мире. В нашей стране тоже есть примеры - "солнечные" деревни строят, в частности, в Краснодарском крае. Отдельные жилые здания сдаются в ряде регионов ЦФО - на Белгородчине, во Владимирской области... От климата зависит многое, но не все. На карте солнечных энергоресурсов Россия поделена на три зоны в зависимости от продолжительности солнечного сияния. Орловщина со всем ЦФО входит в умеренную зону, где солнечная инсоляция составляет 1700-2000 часов в год.
- Этого вполне достаточно для того, чтобы альтернативная энергетика работала с прибылью, - считает Константин Березицкий. - Ведь одна из ее основных задач - экономия. Это важно как для экономики региона, так и для жителей, сталкивающихся с ростом тарифов в ЖКХ. Строительство "солнечного" дома обойдется на 5-10 процентов дороже возведения обычного. Зато затраты на отопление в нем будут вдвое меньше.
"Солнечным" можно сделать любой дом, даже многоэтажный и многоквартирный. Достаточно установить оборудование, которое, кстати, производится и в нашей стране. Правда, масштабы производства пока значительно уступают зарубежным. По мнению специалистов, установка солнечных батарей на частный жилой дом в регионах ЦФО окупится примерно за 3-4 года. Причем они обеспечат дом не только светом и теплом, но и горячей водой.
По мнению Константина Березицкого, "альтернативные" технологии можно с успехом применять, например, при реализации бюджетных проектов по строительству жилья эконом-класса. Ведь даже землю под строительство коттеджных поселков, как правило, выделяют за городом, в чистом поле. И бюджет тратит значительные средства, чтобы подвести туда коммуникации. Альтернативные же технологии позволяют возводить все на месте. Главное, чтобы были источники энергии - солнце и ветер. А уж в них недостатка нет.
- Основная проблема - отсутствие системного подхода со стороны органов власти, - говорит Константин. - Если не принять госпрограмму хотя бы на уровне региона, то альтернативная энергетика так и останется делом избранных энтузиастов. Кого сейчас она может заинтересовать? Вероятно, только фермеров, дачников, владельцев автозаправочных станций и кемпингов, расположенных на трассах. В принципе, спрос есть, но пока он невелик.