Гарантии концессионеров в России подверглись ревизии

Госдума одобрила в трех чтениях законопроект, вносящий изменения в Федеральный закон N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях". Пакет поправок не носит ярко выраженного отраслевого характера, хотя некоторые касаются сферы ЖКХ. Скорее, эта законодательная инициатива - ответ органов государственной власти на вопросы, которые уже возникали при практической реализации ряда проектов и нуждались в законодательном закреплении.

Принятые поправки можно сгруппировать по нескольким направлениям: в отношении объекта концессионного соглашения, в части финансирования, вопросы заключения соглашения, а также дополнительные гарантии сторон соглашения. Важнейшей новеллой, появившейся в законе, является возможность заключения концессионных соглашений по инициативе потенциального концессионера - частная инициатива. Лицо, которое может являться концессионером согласно нормам закона N 115-ФЗ и соответствует определенным законом требованиям, вправе представить предложение о заключении концессионного соглашения и его проект в правительство РФ, регион или муниципальное образование (в зависимости от того, в чьей собственности находится объект концессионного соглашения).

Соответствующие органы в 30-дневный срок рассматривают предложение и по итогам принимают одно из трех возможных решений: заключить соглашение на предлагаемых условиях, заключить его на иных условиях либо выдать мотивированный отказ. В законе приводится открытый перечень оснований для отказа. Если принято решение о возможности заключения концессионного соглашения на предложенных условиях, в Интернете публикуется предложение о заключении соглашения. Если принимается решение о его заключении на отличных условиях, с инициатором соглашения проводятся переговоры. По их результатам инициатор представляет в уполномоченный орган скорректированные документы (предложение о заключении концессионного соглашения и проект соглашения). Далее, как и в первом случае, в Интернете публикуется предложение о заключении соглашения. Если в течение 45 дней не поступило заявок о готовности принять участие в конкурсе, соглашение заключается с инициатором без проведения конкурса.

Введение частной инициативы создает правовую основу для проведения переговоров инициатора проекта и потенциального заказчика для уточнения параметров инвестиционной идеи. Кроме того, для концедента это возможность в соответствии с установленной процедурой получить не идею для самостоятельной инвестиционной проработки, а оформленное в виде проекта концессионного соглашения предложение со стороны инициатора. Для инициатора это возможность заключения концессионного соглашения без прохождения длительных процедур при условии, что на предложенных им и согласованных концедентом условиях не окажется желающих заключить соглашение. Если такие желающие найдутся, концедент за счет предварительной проработки может сократить сроки проведения конкурсных процедур.

Еще две важные поправки - возможность заключения концессионного соглашения в отношении нескольких объектов, перечисленных в ст. 4 Закона N 115-ФЗ, за исключением объектов ЖКХ. Для этого же - расширения потенциальных случаев заключения концессионного соглашения - сформулирована еще одна новелла - возможность проведения совместных конкурсов несколькими публично-правовыми образованиями (ч. 1.3 ст. 5). Если при заключении концессионного соглашения планируются создание и (или) реконструкция объекта, части которого находятся или будут находиться в собственности разных публично-правовых образований, они до объявления о проведении конкурса заключают соглашение о проведении совместного конкурса. Оно включает в том числе информацию о лице, которое будет организатором совместного конкурса, права и обязанности публично-правовых образований при проведении конкурса, порядок и сроки утверждения и подготовки конкурсной документации и т. д. Новелла позволит синхронизировать заключение концессионных соглашений несколькими публично-правовыми образованиями с одним концессионером по одному и тому же объекту. Обе поправки расширяют сферу применения закона N 115-ФЗ и дают зеленый свет реализации комплексных концессионных проектов со сложным объектом и с участием нескольких публично-правовых образований.

Кроме того, принята долгожданная поправка о распространении механизма платы концедента на все объекты концессионного соглашения. До недавнего времени модель "контрактов жизненного цикла" (КЖЦ) на основе 115-ФЗ применялась только в отношении автодорог за счет возможности применения механизма платы концедента в отношении таких объектов концессии. С распространением платы концедента на любые объекты модель КЖЦ может найти применение в новых проектах, например при строительстве ДОУ, больниц и т. п. Так же, как и плата концедента, на любые объекты концессионного соглашения распространена возможность заключения прямого соглашения, которое используется для обеспечения гарантий сторон и финансирующей организации при дефолте по проекту.

Ревизии подверглись и гарантии концессионера. Если принятые нормативные правовые акты приводят к увеличению совокупной налоговой нагрузки на концессионера или ухудшению его положения таким образом, что концессионер в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении соглашения, концедент обязан принять меры, обеспечивающие окупаемость инвестиций концессионера и получение им валовой выручки не менее, чем изначально определенной концессионным соглашением. В качестве таких мер - увеличение размера платы концедента, срока концессионного соглашения, размера принимаемых на себя концедентом расходов на создание и реконструкцию объекта, а также предоставление концессионеру дополнительных государственных или муниципальных гарантий. При этом не подлежат изменению требования к качеству и потребительским свойствам объекта соглашения. Порядок принятия этих мер и внесения изменений устанавливается концессионным соглашением.