С такой инициативой выступили Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) и представитель Уполномоченного при президенте по защите прав предпринимателей в сфере интеллектуальной собственности Анатолий Семенов.
Сейчас на электронные носители копируют для личного пользования фильмы и музыку только 14 процентов россиян, выяснил ВЦИОМ. А платят сбор все, кто покупает гаджеты и даже радиоприемник или обычный стационарный телефон. И все больше людей официально скачивают музыку и фильмы через Интернет, платя за них деньги. Это, если говорить о добропорядочных пользователях, которые не нарушают закон об авторском праве, подчеркнули в ассоциации.
Нарушение этого закона влечет уже другую ответственность. И сбор в один процент от цены гаджета тут ни при чем. Но им обложены все покупатели компьютеров, в том числе и компании, которые покупают технику и телефоны не для личного пользования, подчеркнул глава РАТЭК Александр Онищук.
Сам платеж по большому счету идет по договору. И импортер, который его не заключил, не несет ответственности. Значительная часть импортеров его не платит. А отдуваются за всех крупнейшие импортеры, по которым таможенники предоставляют данные Российскому союзу правообладателей, что уже можно назвать несправедливыми условиями для рынка. А сами расчеты суммы сбора вычисляют не от возможного объема памяти того или иного носителя, а от его стоимости. Если телефон люксового сегмента имеет тот же объем памяти, как и бюджетный, то перечислить от продажи того и другого нужно все равно 1 процент.
Сбор начали лоббировать, когда еще не было Интернета, в 1993 году. Фактически это был налог на прогресс: исходя из концепции хоть что-то получить, напоминают эксперты. Но ввели его только в 2010 году. Возникли вопросы: с чего платить пользователю - за скачанные файлы, с трафика? До сих пор ответа в международной практике нет.
Но платить 1 процент от цены гаджета не выход, считают эксперты. Во-первых, сама система сбора непрозрачна. И здесь, если говорить о культурном налоге, надо учитывать еще и авторские права литераторов и фотографов. Поэтому он должен собираться государством и не быть размазанным в один процент, который надо перечислять иностранным правообладателям. Правда, если у них нет аналогичной системы, то можно и ничего не перечислять, отметили инициаторы пересмотра механизма культурного налога. В Австралии, кстати, такой сбор вообще признан неконституционным. В Европе в 2008 году подобная система тоже признана несправедливой.