Владимир Путин призвал делать двигатели для малой авиации в России

О решении проблем малой авиации и рынке композитных материалов президент поговорил с министром промышленности и торговли Денисом Мантуровым.

"В целом по сравнению с прошлым годом промышленность демонстрирует лучшие показатели, да?" - поинтересовался Владимир Путин.

Признавшись, что первые четыре месяца оптимизма не внушали, Мантуров сообщил, что по результатам конца мая - начала июля тенденция восстановительная. "Мы рассчитываем все-таки на стабильные 3 процента и будем стараться", - заключил он, имея в виду рост обрабатывающих отраслей. А в целом по промышленности показатель должен быть около 2 процентов, спрогнозировал он.

Основной рост дали предприятия авиапрома, а вот объем производства по автомобилям, особенно легким - коммерческим, упал. Восстанавливается металлургия, активно развиваются новые индустрии. В России серьезный потенциал по потреблению композитных материалов, убежден Мантуров. В среднем мировой рынок растет на 5-7 процентов по году. Но потребление на душу населения в сравнении с другими развитыми странами в нашей стране в 15 раз меньше, всего полкилограмма на человека, посетовал он.

"У нас и производство меньше", - заметил на это глава государства.

Поэтому, сообщил министр, сейчас активно меняют регламенты, разрабатывают новые стандарты. Запущены четыре отраслевые программы, также идет работа на региональном уровне.

Задача разработки технологий и образцов промышленной продукции решается в рамках нового механизма софинансирования научно-исследовательских и конструкторских работ. "Мы отобрали 25 инвестиционных проектов за конец прошлого года и начало этого года, которые получат из бюджета в общей сложности до конца 2016 года 4 млрд рублей", - уточнил Мантуров.

Поддержку внедрению новых видов продукции окажут два инжиниринговых центра. Один - в ведении минпромторга - центр на базе Института авиационных материалов, и второй - на базе "дочки" "Ростеха" - холдинговая компания "Композит". Два - на этапе подготовки и реализации, один - на базе Бауманского технического университета, и второй - на базе Казанского авиационного университета.

Параллельно расширяются мощности ключевых предприятий, создаются образцы и новые изделия. "В этом году мы уже закладываем судно на подводных крыльях полностью из композитов, - рассказал Мантуров. - И рассчитываем, что в целом по России будет заменен парк сегодняшних "Метеоров", а их около 300 эксплуатируется, которые уже требуют замены".

На "Уралвагонзаводе" создан не имеющий аналогов вагон-хоппер для перевозки удобрений и сыпучих грузов. Срок эксплуатации - до 32 лет, грузоподъемность больше на 15 процентов. Также разработана конструкция моста, с монтажом всего 1-2 дня. Ее будет заказывать "Автодор" на строительство мостовых переходов на федеральных и региональных трассах. "50 лет эксплуатации без ремонта. Естественно, это выгоднее для бюджета", - описал министр и продолжил приводить примеры достижений нашей промышленности в этой сфере.

В целом в этих отраслях объем производства увеличился за 2013 год на 40 процентов по сравнению с 2012-м, и с этого года они будут прирастать минимум на 25 процентов, рассчитывает глава минпромторга. К 2020 году можно будет выйти на объем в 120 млрд рублей в год, что в 5 раз выше прошлогоднего уровня.

Выслушав доклад про композитные материалы, глава государства решил поподробнее расспросить про авиацию.

"Мы недавно были с вами на одном из предприятий, смотрели небольшие самолеты отечественного производства для местных линий. В целом, как ситуация у нас обстоит?" - поинтересовался Путин. "С прошлого года уже проводится научно-исследовательская работа по новому типу, типоразмеру нескольких самолетов вместимостью от 9 до 12 мест и 16-местные... Начиная с 2017 года, мы должны сертифицировать и начать производство этих самолетов", - сообщил Мантуров. "А то, что мы с вами видели недавно совсем?" - уточнил глава государства, имея в виду поездку в Самару, где он осмотрел новую модель самолета для малой авиации.

"Это самолет "Рысачок". Организована опытная работа, и компания ЦСКБ "Прогресс" рассчитывает на завершение сертификации этого самолета до конца этого года. В следующем году они рассчитывают на начало уже серийного производства", - ответил министр.

"Надо отечественные двигатели туда еще вставлять", - как и тогда, в Самаре, обратил внимание Путин. "Да. Сейчас там используется чешский двигатель", - кивнул собеседник. "При этом у нас уже есть наработки по собственному двигателю, - добавил он. - Мы рассчитываем, что до конца 2016 года должны выйти на производство и сертификацию этих двигателей в России".

Кстати

Президент обсудил социально-экономическую ситуацию в Орловской области с и. о. губернатора Вадимом Потомским. Регион готов включиться в работу по импортозамещению, предоставив площади для промышленного производства. Потомский также попросил дать поручения о создании подпрограммы по специальному кластеру развития полупроводниковых систем: можно будет добиться серьезного импортозамещения уже за 2-3 года.