В Авиньоне завершился 68-й театральный фестиваль

В Авиньоне завершился 68-й фестиваль, придуманный в послевоенной Франции великим Жаном Виларом. Нынешний год войдет в историю этого прославленного фестиваля не только небывало холодными ночами - порой градусники термометров показывали не выше 10 градусов. Предыдущая, несколько лет ярко работавшая команда Ортанс Аршамбо и Венсана Бодрийе сменилась командой известного режиссера и драматурга Оливье Пи, а вся атмосфера фестиваля окрасилась жесточайшим противостоянием муниципальной власти и профсоюзов.

Энтермитанты - те, кто не имеют в театре постоянной работы и вынуждены работать почасовиками, приобретая право получать весь год пособия. Сокращения этих пособий уже не в первый раз превращают Авиньон в место яростных социальных манифестаций. Но впервые эти манифестации затронули жизнь фестиваля в столь разрушительном объеме.

Именно энтермитанты всегда составляли главный слой фестивальных работников. В этом году их забастовка поставила гостей Авиньона перед большими трудностями. Билетов не добыть, адреса не найти - все улицы и площади городка переименованы, таблички со старыми названиями аккуратно заклеены белыми бумажками с новыми именами. Начав с самого верха и переименовав одну из главных улиц Авиньона на три июльские недели именем президента Франсуа Олланда, почасовики дошли и до нового руководителя фестиваля Оливье Пи, окрестив площадь Place Olivier 3,14.

Сам Оливье Пи и актеры фестивальных спектаклей были солидарны с "почасовиками", позволяя им перед каждым показом проводить манифестации, которые могли бы поднять не одну Болотную площадь. Красные квадратики - символы солидарности - стали популярнее символа Авиньонского фестиваля. Идеологию фестивальной программы определил недавний арт-директор парижского "Одеона -Театра Европы" Оливье Пи: универсализм, внимание ко всем голосам современного мира. Ортанс Аршамбо и Венсана Бодрийе часто обвиняли в том, что для них не существовало театра западнее Лиссабона и восточнее Варшавы. Нынешний директор позвал в программу греков, японцев, африканцев, а дальше собирается взяться за русских.

Спектакли молодого грека Димитриса Карантзаса, румынки Джанины Карбунариу и даже самого Оливье Пи не стали событиями нынешнего Авиньона: в нем по-прежнему царствовали голландец Иво ван Хове со спектаклем "Источник" "Тонеелгруп" по знаменитому роману русской американки Айн Рэнд; фламандец Ален Платель с зажигательным концертом африканских танцовщиков и Томас Остермайер - с далеко не новым "Замужеством Марии Браун" по мотивам фильма Фассбиндера, поставленном несколько лет назад в Мюнхене.

Программа драматического театра в Зальцбурге объединится вокруг темы 100-летия Первой мировой войны

Любители традиций насладились спектаклем итальянца Жоржа Барберио Корсетти "Принц Гомбургский", сыгранного в Почетном дворе Папского дворца, где когда-то звучали слова той же пьесы Клейста в исполнении легендарного Жерара Филипа. Томас Жолли, восходящая звезда французской сцены, удивил всех поистине шекспировским размахом - "Генриха IV" у него играли 18 часов.

Эстафету Авиньона и оперного фестиваля в Экс-ан-Провансе подхватил Зальцбург. Здесь тоже ждут перемен - это будет последний год интендантства Александра Перейры и последний разгул "неслыханной щедрости": уже в следующем году бюджет фестиваля сократится, да и программа уменьшится на 20 процентов. Придется пожертвовать и эксклюзивными одноразовыми оперными премьерами. Но пока по-прежнему здесь будет царствовать виртуозный шик. Образовательный проект "Опера для детей" откроет двери "оперного кампуса" и представит 70-минутные версии опер, поставленных специально для детской аудитории.

Последний раз в этом году Зальцбург предложит программу драматического театра. Она вся объединится вокруг темы 100-летия начала Первой мировой войны. "Запретная зона" Дункана Макмиллана в постановке Кейти Митчелл приедет сюда прямо из Экса, где она уже вызвала восторг публики и прессы, - это документальная история из жизни одной семьи, в которой все являются творцами новых открытий в фундаментальной науке, имя которой химия, а плодом их семейной гениальности становится тот самый ядовитый газ, который отравил поля Европы и миллионы солдат в начале XX века.

Покажет Зальцбург и "Последние дни человечества" Карла Крауса в постановке Георга Шмидляйтнера. Посвящение Первой мировой войне завершится пьесой "Дон Жуан возвращается с войны" Одона фон Хорвата в постановке немецкого режиссера Андреаса Кригенбурга, известного москвичам по "Процессу" Кафки.

Фестиваль в Зальцбурге продлится до 31 августа.