Холдинг при этом будет заниматься строительством и эксплуатацией действующих и вновь построенных объектов газомоторной инфраструктуры, а власти должны обеспечить создание парка техники для государственных нужд.
Шаги навстречу
Сегодня в области работают всего две автомобильные газонаполнительные компрессорные станции (АГНКС) - во Владимире и Муроме. Есть еще небольшие модульные заправки, рассчитанные на собственные нужды, в трех СПК - в Меленковском, Юрьев-Польском и Киржачских районах.
Планируется, что в течение ближайших лет в регионе должны быть построены пять АГНКС. Не будет газонаполнительных станций - не имеет смысла развивать парк газомоторного транспорта. А без достаточного количества такой техники заправки станут убыточными. Синхронизировать этот процесс сложно. Но, по мнению директора облдепартамента транспорта и автодорог Владимира Каленова, начинать надо все-таки со строительства станций. Сжатый метан - дешевое, безопасное, а значит, перспективное топливо. И надо быть готовым к тому, что вхождение в рынок какое-то время будет убыточным.
Как признают специалисты, рентабельной газовая заправка становится при загрузке от 60 процентов и выше. По условию газовиков, к моменту запуска АГНКС в регионе должны потреблять не менее 30 процентов газомоторного топлива от максимальной производительности станций.
Сигнал смежникам
В апреле нынешнего года в Собинском районе состоялась закладка первого камня автобусного завода. Новое высокотехнологичное предприятие по сборке машин, работающих на газомоторном топливе, разместят на площадке промышленной зоны "Парацельс". Первые автобусы здесь планируют выпустить уже в 2015 году, а выход на полную мощность - 9000 единиц техники - ожидается к 2020-му.
Общий объем инвестиций в проект составит более двух миллиардов рублей. Предприятие обеспечит работой 2200 человек. Для расширения производства компания намерена использовать мощности других предприятий области, где сильны традиции машиностроения. Отметим, что в ходе февральского визита в регион министра экономического развития России Алексея Улюкаева руководство автохолдинга провело переговоры с тремя владимирскими заводами - потенциальными поставщиками сборочных компонентов. Сейчас желающих гораздо больше.
- Предполагается, что до 85 процентов из того, что необходимо для реализации масштабного проекта по переводу транспорта на газомоторное топливо, можно изготавливать в регионе, - подчеркнула губернатор Светлана Орлова. - В Коврове будут делать основания для заправщиков. Появятся заказы у производителей автокомпектующих. Переход на газомоторное топливо даст импульс всей экономике области. Это новые производства и рабочие места, дополнительные налоги. Мы не только сэкономим на стоимости топлива, но еще и заработаем, а средства сможем направить на социальные программы.
Вышли на маршрут
Пионером пассажирских перевозок на газомоторном топливе стал областной центр, где сегодня работают шесть перевозчиков. Ежедневно на линию выходят 93 троллейбуса и 272 автобуса различного класса.
Двадцать машин на газомоторном топливе были переданы на условиях лизинга муниципальному предприятию "Владимирпассажиртранс", занимающемуся троллейбусными перевозками. Как сообщили в мэрии, со слов производителей, газомоторные автобусы в 2,5 раза экономичнее и в пять раз экологичнее дизельных.
- По результатам ходовых испытаний мы сами подсчитаем фактический расход топлива и выясним реальную экономическую эффективность, - пообещал гендиректор "Владимирпассажиртранса" Павел Левин.
В июне администрация города Владимир объявила конкурс на предоставление услуг по перевозке пассажиров, который будет проведен до конца года. Как и следовало ожидать, в условиях появилось новшество, связанное с реализацией "газового" проекта. В системе оценки компании-перевозчика добавился пункт по эксплуатации автобусов, использующих газомоторное топливо. Чем больше такого транспорта заявит компания-перевозчик, тем больше получит баллов, а с ними - и шансов на победу.
Вскоре от крупнейшего перевозчика в управление ФАС по региону поступила жалоба на действия отдела транспорта и связи горадминистрации. По мнению заявителя, положение конкурса, предусматривающее наличие у транспортной фирмы автобусов на газомоторном топливе, противоречит требованиям антимонопольного законодательства, поскольку ограничивает возможности участников.
Однако антимонопольная служба в торгах, организованных мэрией, нарушений не установила и признала жалобу предприятия необоснованной.
- По требованию федерального законодательства, к 2020 году треть автопарка должна работать на газомоторном топливе, - пояснил позицию властей начальник управления транспорта и связи Юрий Иванов. - В нашем случае это лишь рекомендация. За эксплуатацию таких автобусов дается больший балл. А через три года их наличие станет уже обязательным условием.
Программно обеспечат
Коммерческий сектор, в котором сосредоточена большая часть пассажирских и других перевозок, "жать на газ" не торопится. Процесс тормозят не только отсутствие инфраструктуры, но и дороговизна новой техники и переоборудования старой. К примеру, "газовый" автобус стоит около 10 миллионов рублей, тогда как новенький троллейбус - около восьми.
- Предпринимателям необходимы привлекательные цены и условия приобретения техники, и мы над этим вопросом уже работаем, - обнадеживает первый вице-губернатор Алексей Конышев. - Область примет участие сразу в нескольких федеральных программах. Например, сейчас мы входим в программу минтранса, по которой предусмотрены преференции организациям, покупающим новый транспорт на газомоторном топливе. Внимательно следим за планами минсельхоза субсидировать закупки сельхозтехники. Будем сотрудничать и с минэнерго по субсидированию приобретения и переоборудования техники в рамках повышения энергоэффективности.
Кроме того, глава региона и газовый концерн ведут переговоры с крупнейшим банком страны о разработке специальной программы лизинга для бизнесменов, желающих взять транспорт, работающий на газовом топливе.
Как сообщили в департаменте транспорта и автомобильных дорог, по соглашению с газовиками на 2014 год из областного и федерального бюджетов будет выделено 67 миллионов рублей на приобретение пассажирского транспорта и коммунально-дорожной техники для предприятий и организаций с долей госсобственности в уставном капитале.
Что касается 2015-го, то разработана программа минпромторга, по которой выделяются субсидии на приобретение техники на газомоторном топливе. Она рассчитана на софинансирование 6-7 процентов из местного бюджета и 30-40 - из федерального.
Справка "РГ"
Помимо Владимирской области, разработка программ по расширению использования газомоторного топлива ведется в 11 субъектах РФ: Москве и Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Республике Татарстан, Нижегородской, Оренбургской, Свердловской, Томской областях, Краснодарском и Ставропольском краях.