Задача - не просто сменить устаревшее оборудование на новое, а получить эффективное производство с низкими затратами и, как следствие, приемлемой стоимостью ресурсов (тепла, услуг водоснабжения и водоотведения), поставляемых на коммунальный рынок. Как этого добиться - основной вопрос для государственного регулятора - федеральной службы по тарифам (ФСТ) и ее региональных подразделений. Выработать единый подход сложно, учитывая многослойность проблемы. Исходные условия: уровень износа оборудования и сетей, виды используемого топлива, климатические условия - разные в каждом субъекте. Еще более разительно отличаются подходы к работе муниципальных и частных предприятий.
- Очень много проблем возникает во взаимоотношениях с органами местного самоуправления, которые реализуют определенные полномочия в сфере госрегулирования тарифов, - отметил начальник отдела досудебного урегулирования споров Контрольно-ревизионного управления ФСТ России Андрей Громов. - Мы часто выявляем случаи, когда тарифные источники имеют скрытые резервы для инвестирования, но они направляются на другие цели.
- Муниципалитеты смотрят, как пройти текущую зиму, - продолжил президент Межрегиональной ассоциации региональных энергетических комиссий (МАРЭК) Евгений Яркин. - А в следующем году начинают требовать от госрегулятора новых денег и новых тарифов. Частный же предприниматель, приходя в эту сферу, должен понимать, как выстроить работу своего предприятия на долгие годы эффективно, экономично и чтобы не было большой нагрузки для населения. В любой стране есть проблемы бедных и богатых. Они решаются по-разному. Государственные субсидии есть, но бюджет не резиновый. Инвестиции тоже есть, но их сложно получить. К сожалению, сфера ЖКХ сегодня малопривлекательна. Тут быстрой отдачи не получить.
- У нас задача привлечения инвестиций решается просто, - заметил начальник управления регулирования тарифов в энергетике и коммунальной сфере РЭК Москвы Сергей Сасим. - Может, потому что рынок очень концентрированный. Сейчас работает одна объединенная компания. Было две. Мы при продаже городской собственности заключили соглашение с покупателем, в рамках которого было условие неповышения тарифов. Это стимулирует компанию к сокращению расходов. Закрываются убыточные котельные, оптимизируется топливный баланс. Привлечение инвестора выгодно с точки зрения того, что он заставляет менеджмент компании реально эффективно снижать расходы. Потому что банкирам, которые дают кредиты, все равно, какая у вас энергоэффективность. Главное, чтобы вернулись деньги. Откуда вы их возьмете, не важно.
Принципы, на которых финансовый сектор готов кредитовать ресурсоснабжающие организации (РСО), на семинаре сформулировали представители "Газпромбанка".
- Мы смотрим на источники возврата кредита и, естественно, приходим к тарифам, - рассказал вице-президент ОАО "Газпром-банк" Денис Баранец. - Анализируя их, видим риски, которые могут возникнуть в будущем: насколько тариф будет соблюден, как предприятие справится с тем, что модернизирует, и какую будет получать прибыль.
- Мы стараемся рассматривать комплексные проекты, - продолжил Денис Баранец. - Я противник историй, когда приходят за кредитом на модернизацию лопатки, какого-нибудь котла на 15 миллионов рублей. Это, как правило, убыточно и говорит о техническом состоянии всего предприятия: от котельной до сетей. Мы понимаем, что делить это нельзя. Проекты, когда кто-то финансирует трубу, а ты котел - это недопустимо. Мы говорим о крупных проектах. Рыночная стоимость кредита для предприятия сегодня, по нашим оценкам, близка к 12 процентам. Рисковая наценка по ЖКХ связана только с горизонтом инвестирования. Если программы можно "упаковать" в 3-4 года, то это низкие проценты. Если проект более длительный, то проценты больше. Наши западные коллеги говорят, что ниже, чем 15-18 процентов годовых, у них не бывает. Не надо иллюзий о дешевых деньгах.
Впрочем, никто из экспертов их не питал. С проблемой инвестирования коммуналки в свое время столкнулись и в западных странах. Изучивший американский опыт Евгений Яркин сделал предложение привлекать в коммунальную сферу средства пенсионных накоплений. В США это делается по известной методике RAB через нормирование прибыли для предприятий ЖКХ.
- Чем они привлекли пенсионные фонды, так это гарантией возврата средств, - отметил президент МАРЭК. - Никто не украдет котельную, водопровод, очистные сооружения. Вы вложили в них деньги, вам должны какую-то процентную ставку с тарифа возвращать по мере эксплуатации объекта. Это длительные инвестиционные проекты. Пенсионные фонды идут туда, потому что знают, что им будет гарантировано 7 процентов дохода. Это механизм регулирования не тарифа, а отношений собственника с органом регулирования, с инвестором, с менеджментом, с профсоюзами... Когда мы попытались применить метод RAB к нашим государственным и муниципальным, а не частным предприятиям, ничего не получилось. Он эффективен только вкупе с приватизацией.
Поиск инвестиционных стимулов и коммунального равновесия продолжается. И без компромиссов этот процесс невозможен.