Саботаж на дороге
Накануне мусульманского праздника Орозо айт, напомним, порядка 2,4 тысячи маршрутных такси не вышли на линию. Водители требовали у городских властей повышения тарифов на проезд с 10 до 15 сомов, а также отмены нововведенного штрафа в три тысячи сомов за перевозку стоячих пассажиров. Одновременно с началом забастовки журналистам стали поступать сигналы от самих "маршруточников" - неизвестные лица в разных частях Бишкека останавливали тех, кто не принимал участие в акции, и под угрозой физической расправы заставляли сойти с рейса.
- Прошло собрание 37 фирм-перевозчиков и 75 бригадиров маршрутов, - пояснил на совещании в горсовете Бишкека начальник Управления городского транспорта Нурлан Атыканов. - Водители заявили, что без стоячих мест в микроавтобусах перевозка пассажиров станет нерентабельной, а маршрутные такси не справятся с потоком клиентов. Требование повысить плату за проезд, в свою очередь, участники акции объясняют ростом цен на горючесмазочные материалы.
Ситуацией воспользовались таксисты-частники, в разы взвинтив цены на услуги. Впрочем, подавляющее число горожан отдало предпочтение муниципальному транспорту большой вместимости.
В день забастовки маршрутных такси руководство бишкекского пассажирского автотранспортного предприятия (БАТП) было вынуждено экстренно вывести в город дополнительные троллейбусы. Именно эта мера помогла тысячам горожан добраться до работы, а потом и доехать до дома.
- Из-за акции протеста пассажиропоток в троллейбусах увеличился почти втрое, - сообщил директор БАТП Жанболот Капаков. - При плане сбора средств примерно в 100 тысяч сомов собрана 261 тысяча.
Самое любопытное, что, по данным милиции, в день стачки "маршруточников" кривая аварийности в столице резко снизилась. Кроме того, в городе ощутимо уменьшилось число автомашин. Дорожно-пат-рульная служба не зафиксировала пробок и заторов.
Ищут виновного
По мнению горсовета Бишкека, руководитель Управления городского транспорта (УГТ) мэрии Нурлан Атаканов в день забастовки допустил управленческие ошибки.
- По закону УГТ имело право лишить лицензии фирмы-перевозчики, водители которых отказались выйти на линию в понедельник, - негодовал депутат Мирлан Жеенчороев. - Но управление пошло на поводу у руководства предприятий маршрутных такси. Вы не выпустили на линию дополнительное количество автобусов большой вместимости при том, что был запас!
В вину Атаканову вменили и то, что он пообещал от имени столичных властей: вопрос повышения тарифов будет рассмотрен депутатами города.
"Власти Бишкека готовы поднять тарифы на проезд в маршрутных такси города до 15 сомов. Мы готовим совместную записку в Бишкекский горсовет, предположительно размер платы за проезд будет равен 15 сомам. С водителями провели разъяснительную работу, довели до их сведения необходимость обосновать свои требования", - цитировали главу УГТ информагентства, подводя итоги забастовки. Но, как оказалось, выступать от имени столичных властей Атаканов права не имел.
Что делать?
- Столичный совет депутатов не рассмат-ривает вопрос повышения тарифов за проезд в общественном транспорте, - говорит его председатель Марат Аманкулов. - Горожане негативно реагируют на рост тарифов за проезд. Мы должны быть на стороне жителей столицы, а не частных компаний, которые лоббируют повышение цен. Не выносила вопрос об изменении тарифов на обсуждение и мэрия. Нам поступило лишь коллективное письмо фирм-перевозчиков. Официально заявляю: будут действовать утвержденные тарифы - такова позиция столичных депутатов.
- Ранее при повышении тарифов водители "маршруток" обещали улучшить условия перевозок пассажиров, - добавляет депутат бишкекского горсовета Алмаз Кененбаев. - Но этого не случилось - в машинах нет кондиционеров, вентиляционных люков, не открываются окна. Перевозчики заявляли, что школьников и пенсионеров будут обслуживать по льготной цене в пять сомов, однако это правило повсеместно нарушается.
Депутатский корпус Бишкека принял решение развивать троллейбусное управление. По мнению народных избранников, это решит экологические и транспортные проблемы города, а также позволит избежать давления со стороны "маршруточников".
- Почему мы должны быть заложниками частных транспортных компаний? - возмущается депутат Союзбек Салиев. - Из-за нескольких коммерсантов страдает целый город, а мы не имеем права оставить Бишкек без транспорта. Дизтопливо и бензин будут дорожать, а электричество Киргизия вырабатывает самостоятельно. Поэтому мы должны развивать троллейбусный парк. Необходимо разработать проект развития троллейбусных сетей, но так, чтобы этот вид транспорта был рентабельным.
На нарушения со стороны водителей "маршруток" и фирм-перевозчиков нужно жаловаться в милицию: тел. 102, 43-71-68 - дежурная часть ГУВД Бишкека, 53-22-33 - дежурная часть дорожно-патрульной службы, а также в Управление городского транспорта мэрии - 53-02-93.
С требованием повысить тариф столичные перевозчики выступают не впервые. В 2012 году им удалось добиться увеличения оплаты за проезд с пяти до десяти сомов. Возмущенным горожанам власти обещали: "маршрутки" приведут в исправный и эстетичный вид, шоферов обяжут быть вежливыми и соблюдать правила дорожного движения, а в часы пик микроавтобусы не станут набивать под завязку. Однако состояние машин и поведение их водителей по сей день оставляют желать лучшего, а перевозку людей этим видом транспорта часто характеризуют выражением "как сельди в бочке".
В Оше водители частных такси самовольно в полтора раза повысили тарифы на проезд по городу. Если раньше они возили пассажиров по городу в среднем за 50-70 сомов, то сейчас цена составляет 80-100. Объясняют они свои действия ростом стоимости горючего. При этом власти южной столицы готовят постановление, предусматривающее повышение тарифов на проезд по городу в маршрутных такси после 21.00 с 10 до 15 сомов.
Столичная милиция задержала четверых провокаторов, подстрекавших водителей "маршруток" к забастовке. По словам замначальника городского управления внутренних дел Алмаза Орозалиева, эти люди грозили водителям расправой.
- Среди них люди, заставлявшие водителей высаживать пассажиров и угрожавшие расправой, причинением вреда машинам, - отметил милиционер. - Они специально выбрали для бунта предпраздничный день - понимали, какие неприятности их ждут, если город останется без транспорта в будни. Создан прецедент, и в будущем правоохранительные органы станут оперативно реагировать на подобные акции, пресекая их и выявляя организаторов.