Воздушный контроль за дислокацией и перемещением войск будет осуществлен с 11 по 15 августа с самолета Ан-30Б, оснащенного цифровой аппаратурой наблюдения. Наши инспекторы стартуют с аэродрома открытого неба Брайз-Нортон и пройдут по маршруту до 2400 километров.
Районы контроля и маршрут полета были заранее согласованы с военным ведомством Великобритании. А находящиеся вместе с нашими представителями в Ан-30Б английские специалисты проконтролируют порядок применения аппаратуры наблюдения и соблюдение положений, предусмотренных Договором об отрытом небе.
В минобороны РФ корреспонденту "РГ" сообщили, что этот наблюдательный полет выполняется в целях содействия большей открытости и транспарентности в военной деятельности государств-участников ДОН, а также упрочения безопасности через укрепление мер доверия.
Это будет 24-й наблюдательный полет, осуществленный представителями России над территориями государств-участников Договора в 2014 году.
Досье "РГ"
Возможности международных инспекторов практически не ограничены. Договор распространяется на огромную территорию, пролегающую от канадского Ванкувера через все северное полушарие до российского Владивостока. Контролеры имеют право фотографировать там передвижения войск и кораблей, а также снимать любые объекты армейской и флотской инфраструктуры. Эта процедура универсальна, и ее придерживаются наши военные, когда инспектируют военные объекты за рубежом.
Подписанный в Хельсинки 24 марта 1992 года и вступивший в силу 1 января 2002 года договор "Открытое небо" задумывался как своего рода жест доверия. По документу, контроль за дислокацией и перемещением вооруженных сил был в прямом смысле бесконтактным, но не ограничивал свободу наблюдений "хозяйской" волей. Первоначальную концепцию взаимного воздушного наблюдения предложил в 1955 году президент США Эйзенхауэр. А подписание договора инициировал Джордж Буш в 1989-м. Тогда подпись под документом поставили 27 государств, включая США и Россию. Сегодня список участниц расширился до трех с лишним десятков. Но и это не предел - договор имеет неограниченный срок действия и открыт для других государств. В нем участвуют Беларусь, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Исландия, Испания, Италия, Канада, Латвия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Российская Федерация, Румыния, Словакия, США, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция, Кыргызстан. По заявкам других стран решение о воздушных инспекциях принимает базирующийся в Вене Консультативный комитет "Открытого неба".
Количество международных инспекций определяет специальная квота. Она, в частности, предоставляет Соединенным Штатам право на 8 из 31 ежегодного полета над Россией и Белоруссией и на один полет над Украиной (совместно с канадскими экспертами). Наши командировки за океан, как правило, ограничиваются двумя сериями наблюдательных вылетов. По этой программе российские военные с первого дня работают вместе с белорусскими коллегами. Причем, на период инспекций их совместным домом становится самолет с бело-сине-красным триколором на киле. Но если у инспектирующей страны нет собственных самолетов для мониторинга, их может выделять и принимающее государство - это так называемый вариант "такси". Все воздушные суда и датчики "Открытого неба" проходят специальную сертификацию и осмотр перед полетом.
Режим инспекций охватывает территорию, над которой государство-участник осуществляет суверенитет, включая сушу, острова, внутренние и территориальные воды. Наблюдательные рейсы ограничиваются только соображениями безопасности полета, но никак не интересами национальной безопасности инспектируемых стран. Договор разрешает иметь на борту видео -, оптические, панорамные и кадровые камеры, инфракрасные аппараты строчной разверстки и радары с синтезированной аппаратурой для съемки днем и ночью при любой погоде. Главное требование - чтобы на снимках распознавались основные виды военной техники. Иными словами, крейсер не должен смахивать на сухогруз, а ракета - на дерево. Копии снимков обязательно передаются инспектируемой стране, а при желании - и каждому участнику договора.
Для воздушного мониторинга по программе "Открытое небо" в России имеется специальный летный отряд. Туда собраны сертифицированные по международным стандартам самолеты Ту-154 МЛК1 (его скоро заменят более современным Ту-214ОН) и Ан-30Б, оборудованные специальной, в том числе цифровой аппаратурой. У американцев роль всевидящего ока играют самолеты ОС-135В - это военная версия Боинга-707.