Вадим Чубаров: ТПП не согласна с предложением кабмина увеличить налоги

На прошлой неделе состоялось правительственное совещание, участники которого обсудили проблемы формирования бюджета страны на 2015 год и на период 2016-2017 годов.

"Результатом работы должен быть реалистичный и сбалансированный бюджет, который учитывает текущее положение дел в российской и мировой экономике, в том числе и негативные последствия санкций, которые сейчас развернуты против наших отдельных компаний и, по сути, против всей страны", - сказал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. Условия для внешних заимствований сейчас не слишком хорошие, на иностранные инвестиции тоже нельзя возлагать особых надежд, добавил он. Поэтому необходимо изыскивать внутренние резервы для пополнения государственной казны.

"В ближайшее время экономическому блоку правительства предстоит сконцентрироваться на приоритетах, повысить эффективность государственных расходов и в первую очередь проанализировать дополнительные возможности мобилизации доходов, включая самые разные варианты, даже увеличение налоговой нагрузки, несмотря на то, что к этой мере нужно прибегать в самом крайнем случае", - заявил глава кабинета министров. О том, как бизнес-сообщество восприняло такое известие, "РГБ" рассказал вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Вадим Чубаров.

Вадим Витальевич, о введении или повышении каких налогов идет речь?

Вадим Чубаров: Фискальный блок кабинета министров предлагает увеличить налог на добавленную стоимость с 18 до 20%, налог на доходы физических лиц (НДФЛ) с 13 до 15%, страховые взносы в Фонд обязательного медицинского страхования с зарплат свыше 52 тыс. руб. с 10 до 15,1%, а также ввести региональный налог с продаж в размере 3-5%. Торгово-промышленная палата РФ не согласна с такими инициативами и считает, что это негативно скажется на развитии отечественного бизнеса. Письма с просьбой провести дополнительную проработку этих предложений с участием экспертов ТПП РФ и других бизнес-сообществ были нами направлены в июле этого года заместителю председателя правительства Игорю Шувалову и министру финансов Антону Силуанову. К ним были приложены результаты проведенного палатой анкетирования представителей компаний - членов ТПП РФ.

Что показал опрос наших предпринимателей?

Вадим Чубаров: Выявлено несколько рисков. Так, повышение НДС до 20% может привести к дальнейшей неконкурентоспособности российских товаров на внутреннем и внешнем рынках, росту цен (инфляции), увеличению стоимости кредитов, снижению покупательской способности, росту нелегальной торговли подакцизными товарами, в том числе валу контрабанды из стран - участниц Таможенного союза после увеличения разницы цен. Поскольку аналогичные товары, произведенные в Казахстане и Белоруссии, окажутся гораздо дешевле, чем в России. Результатом повышения налога на добавленную стоимость также может стать снижение платежеспособности контрагентов, увеличение доли теневого сектора экономики, сокращение инвестиционных программ предприятий, повышение тарифов на электроэнергию, сокращение налогооблагаемой базы по прибыли.

Повышение налога на доходы физических лиц до 15% приведет к неизбежному росту зарплат, что увеличит расходы организации и, следовательно, сократит налогооблагаемую базу по прибыли. Можно спрогнозировать, что налог на прибыль в результате будет уплачен в меньшем размере, что не позволит добиться планируемого экономического эффекта для бюджета. Кроме того, возможно "круговое" повышение цен на товары, работы, услуги, усиление инфляции. Если же повысить размер НДФЛ, но не увеличивать зарплаты, то произойдет высокая ротация кадров (работники будут стремиться переходить на более высокооплачиваемую работу), возможен спад покупательской способности и т.д.

А что касается возврата к "хорошо забытому старому" налогу с продаж? Независимые эксперты уже заявили о его небольшой эффективности: в год он может принести в казну не более 200 млрд руб. в отличие от того же налога на добавленную стоимость, увеличение которого прибавит бюджету 3,7 трлн руб.

Вадим Чубаров: Введение регионального налога с продаж в размере 3-5%, по нашим расчетам, может развиваться по одному из следующих сценариев: это либо приведет к падению спроса, либо налог придется платить компаниям за счет собственных средств, то есть не повышая цены на товары и услуги для покупателей. В последнем случае прибыль компаний уменьшится. Либо если переложить этот налог на покупателя, то произойдет повсеместное увеличение цен на все товары и услуги.

Введение дополнительного налога, нагрузка по которому в основном ляжет на сферу торговли, приведет к тому, что эта наиболее динамично развивающаяся за последние годы отрасль будет поставлена в весьма затруднительное положение. В результате можно спрогнозировать существенный рост потребительских цен на товары. Иными словами, введение налога с продаж может сместить налоговое бремя в сторону покупателей товаров, работ и услуг, то есть на физических лиц.

Есть еще один немаловажный аспект. Базой обложения налогом с продаж является конечное потребление. В связи с этим при введении налога возникнут проблемы его администрирования налоговыми органами, так как для многих товаров трудно определить, предназначены они для потребления или для перепродажи (например, мебель, стройматериалы, инструмент и т. п.). Если же брать налог с продаж со всех продавцов этих товаров, то цены в конце цепочки существенно возрастут.

Этот налог может взиматься лишь с конечного продавца...

Вадим Чубаров: В таком случае откроются большие возможности для злоупотреблений: "конечным" захочет быть не каждый. При этом трудоемкость выяснения вопроса "конечное или неконечное потребление" может быть соизмерима, на наш взгляд, с трудоемкостью администрирования налога на добавленную стоимость. Кроме того, как показывает международная практика, в мире происходит обратный процесс - осуществляется переход от налога с продаж к налогу на добавленную стоимость, а не наоборот, как предлагается. Отмечу, что возможность замены НДС налогом с продаж ранее рассматривалась лишь в контексте отмены налога на добавленную стоимость, а не их параллельного существования, что, по сути, может привести к двойному налогообложению.

А чем чревато увеличение страховых взносов в Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС)?

Вадим Чубаров: Взимание страховых взносов в ФОМС со всех зарплат без порога отсечения, сверх которого сейчас они не берутся (с зарплат свыше 52 тыс. руб.), несет, на наш взгляд, определенный риск ухода от выплаты "белых" зарплат к выплате зарплат в конвертах. Повышение страховых взносов также вызовет рост нагрузки на высокие зарплаты российских специалистов, создаст искусственные преференции для иностранных работников, на доходы которых взносы в Фонд обязательного медицинского страхования платить не нужно, увеличит расходы предприятий, сократит их инвестиционные программы и т.п.

Хотелось бы подчеркнуть, что Основными направлениями налоговой политики до 2017 года закреплен тезис о неувеличении налоговой нагрузки на бизнес и введение в среднесрочной перспективе каких-либо дополнительных налогов не предусмотрено.

Как можно увеличить доходную часть казны, не увеличивая налоговую нагрузку?

Вадим Чубаров: Осознавая необходимость пополнения бюджетов в связи с реализацией ряда крупнейших инфраструктурных проектов, появлением в составе Российской Федерации новых субъектов, полагаем, что дополнительные источники доходов можно было бы изыскивать путем выявления резервов действующей налоговой системы. То есть улучшения администрирования налогов, искоренения случаев "потерь" бюджетных доходов, увеличения неналоговых доходов от эффективной приватизации, введения жестких законодательных мер в отношении незаконного вывода капиталов за границу и др. Кроме того, одним из возможных вариантов пополнения бюджетов всех уровней целесообразно рассматривать использование средств Резервного фонда. Последний хотя и предназначен для снижения рисков для экономики от понижения цен на нефть, но все-таки мог бы в исключительных случаях частично расходоваться на текущие нужды бюджета (объем Резервного фонда составляет почти 3 трлн руб). Также альтернативой существенного повышения налогов могло бы стать реальное сокращение неэффективных государственных расходов.

Считаем, что по возможности необходимо избежать введения чрезмерной налоговой нагрузки на бизнес. В противном случае добиться экономического роста в условиях нарастающих экономических санкций будет весьма затруднительно.