Эксперт: Эффективное администрирование лучше, чем повышение налогов

Главная цель сегодняшней налоговой политики, согласно проекту "Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", поддержать, с одной стороны, устойчивость бюджета, а с другой стороны, предпринимательскую и инвестиционную активность, обеспечивающую налоговую конкурентоспособность России на мировой арене.

Однако совершенно очевидно, что последние инициативы государства в сфере налогообложения направлены преимущественно на спасение дефицитного бюджета страны и скорее всего приведут к увеличению фискального бремени на бизнес. Поэтому, хотя авторы документа пообещали в 2015-2017 годах не повышать налоговую нагрузку на компании, этот процесс уже запущен: налоговая нагрузка пока увеличивается не прямо, путем повышения ставок основных налогов или введения новых, а косвенно. Приведу некоторые из инициатив: часть из них уже оформилась в виде законов и вступит в силу в ближайшее время, часть из них пока обсуждается.

Отмена льготы по налогу на имущество для компаний, применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН) и единый налог на вмененный доход (ЕНВД). С 1 января 2015 года вступит в силу закон, обязывающий эти предприятия уплачивать в бюджет налог на имущество организации. Логика законодателей, конечно, ясна: есть собственники, которые оформляют недвижимость на индивидуального предпринимателя (ИП) или компанию, находящуюся на УСН, иногда искусственно дробят бизнес, чтобы уйти от уплаты налога. Однако невозможно решать вопрос собираемости имущественного налога, не решив ряд проблем, связанных с определением кадастровой стоимости, объективностью оценки помещений и необходимостью оптимизировать процедуру оспаривания кадастровой оценки. Целесообразно рассмотреть вопрос о введении градации налога в зависимости от размера помещения, чтобы, с одной стороны, повысить его собираемость, увеличить количество его плательщиков, но при этом не допустить сильного удара по представителям малого бизнеса или как минимум отдельных его категорий. В противном случае вынужденные платить налог собственники недвижимости будут компенсировать свои расходы за счет увеличения арендных ставок.

Еще одна инициатива, выдвинутая минфином, введение отдельного взноса в ФОМС за сотрудников, чей годовой доход превышает 624 тыс. руб. Сейчас работодатели с таких зарплат отчисляют 10% в ПФР - предлагается к этим 10% присовокупить еще 5,1%. Иными словами, значительно возрастет нагрузка в части социальных платежей на бизнес в тех сферах, где основные расходы - это зарплаты сотрудникам: высокие технологии, IT, юридические, консалтинговые услуги. А ведь резкий рост страховых взносов в 2011 году для малого и среднего предпринимательства (МСП) и в 2013 году для ИП привел к массовому закрытию предприятий, скорее всего часть из них ушла в тень.

Одним из инструментов пополнения бюджета может стать повышение налога на доходы физических лиц с 13 до 15%, а для состоятельных людей с ежемесячным доходом свыше миллиона рублей до 30%, а также повышение основной ставки НДС с 18 до 20% с 2019 года. Результатом всех этих мер опять же станет возврат бизнеса к серым схемам, заработная плата в конвертах, рост цен на конечную продукцию и услуги предприятий.

Учитывая, что Россия декларирует курс на расширение сектора МСП, увеличение его доли в ВВП страны, любые меры по усилению налогового бремени на предприятия контрпродуктивны в этом аспекте. Во-первых, их эффект будет кратковременным. Во-вторых, это неминуемо приведет к снижению количества субъектов МСП и общему спаду деловой активности.

Эффективное налоговое администрирование может дать больше, чем повышение налоговых ставок. Максимальная простота налогового учета, однозначность в правоприменительной практике, неизбежность наказания вне зависимости от административных ресурсов - все это даже при пусть более низкой налоговой нагрузке даст большую собираемость налогов и при этом обеспечит развитие бизнеса. МСП нужны дополнительные льготы и поддержка.

Также большие опасения, особенно на фоне планируемого увеличения налоговой нагрузки, вызывают еще не принятые законопроекты, связанные с потенциальными рисками возможного давления на бизнес. Это в первую очередь возвращение практики возбуждения СК РФ уголовных дел по налоговым правонарушениям. В свое время введение обязательной налоговой проверки ограничило возможности давления на предпринимателей. Отказаться от возбуждения уголовных дел следствием без проведения налоговых проверок государство вынуждено было из-за обилия так называемых перегибов. Если же вернуться к прежней системе, есть опасения, что бизнес вновь попадет под давление правоохранительных органов. Законопроект предлагает свести роль налоговиков до уровня экспертов, у которых будет три дня для проведения проверки и представления заключения. За такой срок провести качественную проверку сложно, значит, вердикт ФНС скорее всего будет вынесен без изучения всех обстоятельств, формально. Кроме того, вопросы вызывает и правомочность этого документа: он будет носить рекомендательный характер, а значит, фактически не будет влиять на ситуацию.

Сегодня инвестиции в российскую экономику сокращаются, иностранные компании уходят с рынка, российские проекты сворачиваются, наблюдается рецессия экономики. В такой момент деловое сообщество рассчитывает на лояльную политику в области регулирования экономической деятельности, которая обеспечит необходимую доходность для бюджета, но в то же время предоставит бизнесу возможность для дальнейшего развития даже в непростых экономических условиях сегодняшнего дня.