О подобном доступе налоговиков к информации по счетам речь идет еще с 2012 года. Тогда одно из региональных УФНС высказало свое мнение относительно доступа налоговиков к банковским счетам: "Все расследования налоговых правонарушений упираются в какое-то физическое лицо, у которого был счет, по которому было движение. Информацию по нему мы получить не можем. Такими полномочиями обладают после возбуждения уголовного дела соответствующие органы. Официально декларируются доходы и расходы, но все понимают, что деньги лежат на определенных счетах. И если у нас будет возможность использовать эту информацию, такая практика, скорее всего, прекратится".
Чем же эти нововведения сейчас могут обернуться для бизнеса? Новые полномочия налоговиков направлены главным образом на борьбу с фирмами-однодневками, но и не только: это "создание условий для предотвращения, выявления и пресечения финансовых операций, в том числе с использованием фирм-однодневок, и легализации преступных доходов, финансирования терроризма, уклонения от уплаты налогов и таможенных платежей, а также получения коррупционных доходов".
В статье 86 НК РФ указан механизм работы этого закона. Банки обязаны сообщать в налоговую инспекцию информацию об открытии или о закрытии счета, изменении его реквизитов, открытии и закрытии вклада, использовании корпоративных электронных средств платежей не только по организациям и предпринимателям, но и по физическим лицам, которые не являются предпринимателями.
В пункте 2 ст. 86 НК РФ закреплены полномочия налоговых органов о получении сведений о наличии счетов, вкладов в банке и об остатках денежных средств на счетах, вкладах, выписки по операциям на счетах и по вкладам организаций, ИП и физических лиц в случаях проведения налоговых проверок указанных лиц, либо истребования у них информации в соответствии со ст. 93.1 НК РФ.
Кроме этого, предусмотрен запрос такой информации у банков, если вынесено решение о взыскании налога, принято решение о приостановлении операций по счетам организации, ИП, приостановлении переводов электронных денежных средств и т.д.
Минфин своим письмом от 29 мая 2014 г. N ЕД-4-2/10322 обращает внимание на то, что эти запросы налоговиков должны быть мотивированы и не допускать произвола фискальных органов. В отношении физических лиц есть дополнительные условия: налоговый орган имеет право подавать запросы только с согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (его заместителя) ФНС России. Указанное письмо содержит два варианта мотивировки: проведение в отношении лица налоговой проверки и истребование у лица документов или информации в соответствии со статьей 93.1 НК РФ.
Мотивировка по ст. 93.1 НК РФ может быть истолкована очень широко, так как налоговики, проводящие налоговую проверку, вправе истребовать у контрагентов информацию, касающуюся деятельности компании. Более того, согласно п. 2 этой статьи такой запрос может быть направлен контрагентам и вне каких-либо проверок, если у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения такой информации.
Сегодня налоговые органы очень широко используют аналитику выписок по счетам юридических лиц. Все уже привыкли, что во время проведения выездных проверок информация о счетах юридических лиц предоставляется банком налоговикам. В связи с нововведением предпринимателю следует знать, что сегодня при любой проверке предприятия могут быть проанализированы и его личные счета. Причем в НК РФ не прописана обязанность информировать о подобных запросах налогоплательщиков. Проверка может производиться, когда у налогового органа только появятся подозрения о совершении налогового правонарушения, и физическое лицо - директор или любой представитель топ-менеджмента компании - не будет знать, что налоговики уже имеют представление о состоянии его личных счетов и вкладов.
Конечно, само по себе наличие средств на счетах физических лиц либо денежные переводы не говорят о том, что эти средства добыты незаконным путем, но если инспектор сможет проанализировать доходы физического лица, то, возможно, он заинтересуется несоответствием между доходом и суммами на счетах и вкладах. Многим собственникам бизнеса придется подумать об "обелении" своих доходов и, соответственно, и об "обелении" бизнеса.
Кроме того, налоговики уже давно имеют серьезный инструмент для привлечения к ответственности предпринимателей. Например, при непогашении имеющейся недоимки собственники бизнеса могут подать в суд заявление о банкротстве юридического лица и в случае отсутствия у него активов для погашения недоимки привлечь к субсидиарной ответственности директора или учредителя. То есть собственники будут отвечать своим имуществом по долгам фирмы, если банкротство произошло по вине их действий. Теперь налоговики смогут при принятии решения о подаче заявления о банкротстве анализировать и состояние счетов физического лица.
Эта норма - эффективный инструмент в борьбе с фирмами-однодневками, так как процесс доказывания схем и вывода денег на счета физических лиц станет более прозрачным и объективным. Однако крайне важно не превратить этот инструмент в рычаг давления на предпринимателей и их бизнес.