Среди ближайших задач ФАС - принятие четвертого антимонопольного пакета и поправок в статью 178 УК РФ. Должно сократиться количество мелких расследований и дел. Кроме того, необходимо принять Правила недискриминационного доступа в ряде отраслей, реформировать систему госзаказа для нужного малого и среднего бизнеса. Особое внимание антимонопольная служба уделит ужесточению норм федерального закона N 223 и формированию лучших и худших практик по нему.
ФАС отмечает проблемы развития конкуренции в сфере госзакупок: заказчики отбирают подрядчиков по субъективным неценовым критериям, а то и вовсе обходят конкурсные процедуры, переводя закупки на ГУПы и МУПы. Уменьшилась поддержка малого и среднего бизнеса за счет госзаказа, более чем вдвое упала доля средств, сэкономленных на торгах по строительным подрядам (7,24% в 2013 г. против 3,16% в I квартале 2014 г.), говорится в докладе.
Бизнес тоже внимательно изучил доклад ФАС. Вице-президент "ОПОРЫ России" Владислав Корочкин сообщил "РГБ", что, действительно, выделяемые ГУПам и МУПам субсидии позволяют в соответствии с Бюджетным кодексом вывести закупки из-под конкурсных процедур. "Если нет аукциона - можно обосновать любую цену", - подчеркнул Корочкин и поддержал вывод антимонопольной службы о том, что резко увеличивается значимость субъективных критериев оценки заявок на конкурсах: "Фактор цены заказчик может вообще не учитывать, например, предметы искусства. Или они могут составлять значительный вес. Например, в строительстве - до 40%. Хотя даже 20% субъективных факторов при принятии решения достаточно, чтобы выиграл "тот, кто надо". Обо всем этом говорилось на всех этапах обсуждения замены 94-ФЗ на ФКС".
На вопрос "РБГ", действительно ли, как написано в докладе ФАС, поддержка субъектов МСП за счет госзаказа резко уменьшилась, Владислав Корочкин ответил, что статистически количество аукционов для малого бизнеса увеличилось. Но средняя стоимость лота резко упала, и общий объем средств, достающихся малому бизнесу, тоже. На то есть несколько причин. Теперь в спецторги включаются, кроме малых предприятий, так называемые "социально ориентированные организации". Кроме того, разрешено использовать "соисполнителей". То есть лот выигрывает кто-то очень большой, заявляя, что 10% отдаст малому бизнесу. "На практике, естественно, заказ чаще всего отдается аффилированным или специально созданным организациям", - утверждает он.
"В существующем виде ФКС представляет собой половинчатое решение. Отсутствие конкуренции, о котором говорит ФАС, возникает из-за возможности использования непрозрачных "бумажных" процедур при осуществлении закупок, например, в форме конкурсов", - считает генеральный директор ЭТП Газпромбанка Андрей Черногоров. Он надеется, что окончательный переход к электронному виду размещения заказа устранит эту лазейку, что приведет к сокращению издержек государства и снижению коррупционных рисков".
Отдельно в Докладе ФАС было уделено внимание проблеме аукционов в строительстве. Учредитель НП "Содействие развитию конкуренции" Евгений Воеводин считает важным, что ФАС обращает внимание на то, как влияют на конкуренцию административные барьеры в этой и других отраслях. "В целом ФАС докладывает об увеличении количества хозяйствующих субъектов на рынке строительства по России, что должно позитивно сказываться на состоянии конкуренции в этой отрасли, однако здесь требуется более детальный анализ в более узких географических границах", - подчеркнул он.
При подготовке Доклада ФАС учла некоторые предложения бизнеса. Член генерального совета "Деловой России" Сергей Габестро рассказал "РБГ", что "Деловая Россия" направила в ФАС России свои предложения, сформированные в документе-позиции "Деловой России" "Антитраст по-европейски: как направить российскую антимонопольную политику на развитие конкуренции". В документе приведен подробный анализ ситуации с конкуренцией в России и предложена программа действий. Основным направлением документа является уход ФАС от чрезмерного антимонопольного контроля предприятий малого и среднего бизнеса, компаний с маленькой долей рынка, что, по мнению его авторов, позволит ФАС России сосредоточить свои ресурсы на контроле реальных монополистах-крупных компаниях, злоупотребления которых экономически ощутимы для конкуренции страны.
"В финальной версии "Доклада о состоянии конкуренции в Российской Федерации" наряду с предложениями других общественных организаций были представлены и предложения "Деловой России", некоторые из предложений нашей организации антимонопольная служба уже поддержала и учла в своей работе (отмена Реестра монополистов, декриминализация статьи о злоупотреблении доминирующим положением, отмена регулирования торгов частных компаний и т.д.), - подчеркнул Габестро. - Однако, несмотря на положительные тенденции и отражение нашей позиции в Докладе, не все из указанных предложений нашли отклик в действиях ФАС. По нашему мнению, только комплексное решение проблем позволит антимонопольной политике России выйти из глубокого кризиса, в котором она оказалась в последние годы".
Стоит отметить, что недавно на сайте Открытого правительства были опубликованы результаты опроса о состоянии контрактной системы, в котором приняли участие почти 5700 человек: представители органов власти из числа закупщиков, поставщики, контролирующие органы власти, общественные контролеры и обычные граждане. Средняя оценка системе госзакупок составила 4,98 из 10 баллов.
Генеральный директор Единой электронной торговой площадки Антон Емельянов назвал закон о контрактной системе "большим шагом вперед.
"Закон охватывает более широкую сферу работы, связанную с госзакупками: и планирование, и размещение, и исполнение процедур, поэтому он более сложный, - подчеркнул Емельянов. - Если говорить о возможностях повышения эффективности ФКС, то в первую очередь есть резервы роста эффективности госзакупок в введении новых типов электронных процедур, которые мы ожидаем до конца этого года. Проведение госзакупок в электронном виде в любом случае эффективнее, чем в бумажном".