Закон о деофшоризации примут в осеннюю сессию

Законопроект о совершенствовании налогообложения компаний, зарегистрированных в офшорных юрисдикциях, до конца августа рассмотрит правительство и внесет в Государственную Думу. Об этом заявил министр финансов РФ Антон Силуанов на совещании у президента РФ Владимира Путина. Планируется, что документ будет принят в осеннюю сессию.

Законопроект предусматривает, что все доходы, которые получают российские налоговые резиденты, будут облагаться налогами по российским законам. Силуанов напомнил, что со многими государствами у России заключены соглашения об избежании двойного налогообложения. Эти документы предусматривают освобождение от уплаты налогов, которые уже были выплачены в другой стране. "Предприниматели пользуются этим, причем, не раскрывая информацию, в пользу кого распределяется прибыль, и насколько обоснованно происходит использование этих льгот", - заявил министр. По его словам, ситуацию необходимо менять. Резидентам, которые претендуют на освобождение от уплаты налогов, придется раскрыть конечных бенефициаров. В Россию поступают большие объемы инвестиций из офшоров. "Обратно туда возвращаются проценты, дивиденды, роялти, которые не подлежат налогообложению по соглашениям об избежании двойного налогообложения", - говорит Силуанов. На самом деле часто инвестиции зарубежных компаний оказываются деньгами российских компаний, которые были выведены в офшоры и возвращены под видом инвестиций. А плата за их использование - вывод доходов из-под российского налогообложения. За год на Кипр и в Нидерланды уходит по 50 млрд долларов. По оценкам министра, примерно половина этих денег является доходом, принадлежащим российским налоговым резидентам. "Мы могли бы получить порядка 30 млрд рублей дополнительных доходов в бюджет", - считает потери государства министр.

Эксперты оценивают предложения минфина положительно, но не ждут скорых высокодоходных для бюджета результатов. "Эта инициатива может стать первым шагом в комплексе мер по деофшоризации. Чтобы вернуть российские деньги из офшоров в российскую экономику, нужно не только затруднить их уход туда, но и сделать его невыгодным. Так, например, далеко не все предприниматели используют офшоры для уменьшения налогов. Многие просто защищают с помощью них свою собственность от рейдерства и "закошмаривания" бизнеса. Поэтому нужно улучшить механизмы защиты и сохранности собственности и бизнеса в целом. Кроме того, нужно реформировать судебную систему, чтобы бизнесмены могли быстро и эффективно защитить свои права, а не тратить на это годы. Также нужно работать на снижение уровня коррупции и административных барьеров для бизнеса, уменьшать налоговую нагрузку, создавать интересные и выгодные инвестиционные проекты, которые гарантируют заинтересованность и отдачу со стороны государства", - считает Антон Соничев, адвокат компании "Налоговик".

Негативные отзывы экспертов на предложения минфина основаны на том, что контролирующие органы не пользуются теми инструментами возврата выведенных доходов, которые есть у них в арсенале. "Наши контролирующие органы еще не научились использовать уже имеющиеся у них инструменты по получению информации у иностранных юрисдикций. Поэтому введение еще одного "антиофшорного" закона вряд ли кардинально изменит ситуацию. А надеяться на то, что предприниматели пойдут добровольно раскрывать информацию о своем участии в иностранных организациях, не стоит. Такой закон, скорее, заставит задуматься владельцев российского бизнеса, использующих иностранные юрисдикции, сменить свое подданство", - говорит Александр Вотинцев, координатор Свердловского регионального отделения Палаты налоговых консультантов.

Проблема состоит еще и в менталитете российского бизнеса. Налоги воспринимаются руководителями компаний как безвозмездный отъем денег в пользу государства. При этом доходность российского бизнеса высока, поэтому многие уверены, что зарабатывать деньги хорошо в России, а хранить - за ее пределами. "Если в России до сих пор видят возможность заработать и до сих пор вкладывают в экономику страны, то со сбережением средств в России есть проблемы. Из-за этого мы и наблюдаем отток капитала. Уплата налогов оценивается прежде всего с точки зрения оставшегося после их оплаты остатка. Если его можно признать достойным с учетом осуществленных трудов и вложений, уплата налога никак не повлияет на приток капитала. Но это не гарантирует, что Россия будет выбрана для хранения заработанного. На это оказывают воздействие другие факторы", - говорит управляющий партнер юридической фирмы "Альянс/Тесситоре, Кузнецов и Петрова" Олег Кузнецов.

Хотя сегодня складывается ситуация, стимулирующая капитал вернуться в страну. Причем это происходит без усилий российских чиновников. "Как показывают последние политико-экономические события, чтобы некоторых россиян заставить выйти из офшоров, не нужно никаких специальных и сложных налогов. Достаточно просто, чтобы другие государства создали угрозу замораживания их средств, находящихся или проходящих через счета в их банках. Но исключение в такой ситуации является, скорее, следствием отсутствия свободы выбора", - считает Олег Кузнецов. Благоприятные условия могут оказаться временным эффектом. После кипрского кризиса эксперты отмечали транзитный характер возврата средств в Россию. То есть офшорные деньги, скорее, "гостили" в стране, пока владельцы не находили им очередную "тихую" гавань. Устранить такие последствия Россия может, только став "тихой" гаванью для своих денег.